28.01.2015
Привычно скупой на потребительский спрос январь в этом году ритейлеры в Бурятии ждали с особой настороженностью и даже тревогой.
В декабре в Бурятии было продано в 5 раз больше бытовой техники, чем обычно. Декабрьский ажиотаж, спровоцированный валютно-финансовыми событиями, должен был повлечь за собой серьезное падение продаж. Особенно остро это отразилось на торговцах бытовой техникой. 

Пять телевизоров в одни руки 

Именно эту категорию товаров жители Бурятии особенно активно раскупали после «черного вторника». Техника буквально разлеталась с прилавков магазинов. В этот период ритейлеры отмечают небывалый рост продаж.

- Продажи в декабре выросли примерно в пять раз по сравнению с обычным уровнем продаж в этом месяце. Но надо сказать, что это длилось не очень долго. В последнюю неделю декабря, уже после всех этих событий, продажи были уже более или менее спокойными. Декабрь – это у нас самый пиковый месяц. Продажи очень сильно превышали норму по большей части в середине месяца, - рассказывает директор сети «Славия-Тех» Михаил Голев.

При этом, как сейчас признаются сами продавцы, те, кто закупался техникой в тот период, однозначно выиграли. Особенно повезло тем, кто успел приобрести товары в первые дни после «черного вторника», когда в магазинах стояли еще старые ценники.

- Я считаю, что это хорошее вложение. Особенно для тех, кто планировал это сделать. Правда, были такие случаи, когда люди набирали по пять телевизоров в одни руки. Что они теперь с ними будут делать – неизвестно, - говорит Михаил Голев.

В этот период были раскуплены не только популярные товары, но и те, которые до этого могли месяцами стоять в витрине. Речь идет о технике премиум-класса, по весьма значительным ценам.

- Люди покупали телевизоры за полмиллиона. При мне женщина, практически не глядя, купила паровую стацию – утюг с гладильной доской, которая стоила 60 тысяч рублей, что очень прилично, - рассказывает Михаил Голев.

В общем, в декабре люди делали все, чтобы сбросить обесценивающуюся денежную массу. И покупали все, что может подорожать, – от квартиры и машины до телевизоров за полмиллиона.

Кредитные гайки 

При этом львиная доля продаж происходила за наличный расчет. Кредиты люди брали очень неохотно. По итогам декабря кредитные продажи практически не выросли. А учитывая бешеный рост спроса, можно сказать, что произошло серьезное снижение кредитных покупок – по крайней мере, в процентном соотношении от общего числа проданных товаров.

- Кредитные продажи в целом падают и сейчас, потому что банки испытывают очень серьезные трудности. Мы работаем с шестью банками, и все они сейчас закручивают гайки. Процент отказов сейчас очень высокий, даже для тех людей, которые имеют хорошую кредитную историю. Даже если есть просрочка по коммуналке, уже идет отказ по кредиту. Поэтому доля кредитных продаж очень серьезно упала, - уверен Михаил Голев.

Растут и процентные ставки по потребительским кредитам. Сегодня взять в кредит технику можно не меньше чем под 30 процентов годовых. При этом до декабрьских событий банки и ритейлеры продвигали совместные программы по беспроцентным кредитам, когда часть расходов берет на себя компания, торгующая техникой, а часть – сам банк. Сегодня все эти программы свернуты, и речь об их восстановлении пока не идет.

Между тем, падение кредитной активности населения и банков началось еще до валютных скачков. По итогам прошлого года оказалось, что с начала 2012 года уровень одобрения кредитных заявок снизился в три раза. В третьем квартале, когда ситуация с курсами особенно накалилась, банки отказали в выдаче кредита по 95 процентам заявок. И, судя по всему, такая ситуация будет сохраняться еще долгое время.

Здесь у Бурятии, как у одного из самых закредитованных регионов, есть шанс снизить цифры по долговой нагрузке населения. Правда, такой путь нельзя назвать самым удачным, особенно учитывая, что он носит вынужденный характер.

Ценовой переполох 

Еще один фактор, охлаждающий пыл любителей шоппинга в магазинах техники, это цены. Меняться они начали еще до «черного вторника». И продолжают меняться до сих пор, правда, уже не так активно.

- Мы уже с начала декабря были буквально завалены письмами от поставщиков о повышении цен. Кто-то говорил о повышении с 1 января, кто-то уже в декабре начал повышение. Особенно те, кто привязан к евро. Например, Hansa. Они уже раза четыре подняли цены. Сначала на 10 процентов, потом на 15, потом еще на 15, а с Нового года – еще на 20 процентов, - говорит Михаил Голев.

Сейчас такого ажиотажа по ценам уже нет. Поставщики в большинстве случаев уже определились с ценами и теперь внимательно наблюдают за курсом доллара.

Ритейлеры отреагировали на такой переполох по-разному. Кто-то немедленно повысил цены на все, что стоит на прилавках. Кто-то решил подумать о будущем и стал привлекать покупателей, продавая запасы техники по старым ценам.

- Федеральные сети сразу резко подняли цены. В декабре товар месяца – это телевизор. И одна из местных сетей, когда все это началось, подняла ценник сразу в два раза. Мы тоже поднимали цены, но не настолько. И мы весь непростой 2015 год все равно будем придерживаться этой политики, - отмечает Михаил Голев.

Телевизоры в дефиците 

Телевизоры стали одним из самых популярных товаров декабря. Причем, популярными настолько, что сегодня на рынке даже наблюдается их дефицит. Судя по всему, производители за декабрь выработали запас комплектующих, которые должны были уйти на производство в начало этого года.

Взлетели цены и на компьютерную технику, причем очень прилично. Этот вид продукции расположился на втором месте по подорожанию после телевизоров. Отличились и производители смартфонов.

- Первыми цены подняла Apple. Если сейчас зайти на сайт Apple, то там рекомендованные цены на новые модели просто запредельные. Следом начал поднимать цены Samsung. Прежде всего на передовые, новинки. Они наиболее резко подпрыгнули в цене, - рассказывает Михаил Голев.

Резкое повышение цен затронуло практически все группы товаров. Причем, не обязательно произведенных за рубежом. Например, производители холодильников «Бирюса», в которых, по словам экспертов, не так много импортных комплектующих, повысили цены на свою продукцию почти наравне со всеми.

Подобная ситуация наблюдалась во время введения продуктового эмбарго, когда на фоне запрета на норвежскую рыбу внезапно стали резко дорожать тихоокеанские виды рыб, которые добываются в России. Ситуация, когда отдельные производители на общей волне пытаются заработать лишние деньги, для нас уже вполне привычна и стандартна.

В меньшей степени общее подорожание затронуло сегмент малой бытовой техники. Это, скорее всего, связано с наличием запасов этой продукции у поставщиков.

Застывший январь 

В итоге компании, занимающиеся продажей техники, в январе столкнулись с серьезным падением спроса. Нельзя сказать, что в остальные годы со спросом в этот период все в порядке: сезонное снижение активности покупателей после Нового года – стандартное явление.

Но в этот раз на сезонность накладываются и декабрьские события. Население обеспечило себя техникой надолго вперед и теперь по новым ценам и под новые проценты закупаться не торопится. Те, кто планировал покупки на начало этого года, либо совершили их в декабре, либо сильно сомневаются, стоит ли брать технику по новым ценам. Правда, не все ритейлеры столкнулись с резким падением спроса. 

- Не хочу сказать, что продаж совсем нет. Учитывая ту ситуацию и те действия, которые мы предприняли в декабре по повышению лояльности, все-таки у нас продажи есть, - отмечает Михаил Голев. - По сравнению с январем прошлого года у нас снижения нет. Сегодня мы переживаем обычное сезонное падение спроса.

Но даже те, кто сумел смягчить январские последствия декабрьского ажиотажа, не готовы делать оптимистичные прогнозы. Все сходятся в том, что первый квартал этого года однозначно будет трудным.

- Людям надо привыкнуть к новым ценам. Цены растут на все. Начиная от продуктов, заканчивая техникой. Безусловно, будет падение товарооборота, - уверен Михаил Голев. - Сейчас мы уже знаем, кто и насколько поднял цены. В любом случае снижаться цены точно не будут. Если цены поднимаются, назад они потом не идут.

Все это подтверждает мнение о том, что потребительская активность населения в этом году может быть рекордно низкой. Пока люди будут привыкать к новым ценам и жить на сделанных в декабре запасах, бизнес ждут тяжелые времена. А, учитывая, что от успешности бизнеса напрямую зависит экономика Бурятии, год будет тяжелым для всех.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^