04.02.2015
Уже в скором времени у города появится новый сити-менеджер. А у сити-менеджера появится город. Причем сегодня проблем, которые придется срочно решать, горазда больше, чем кажется на первый взгляд. Так что же достанется новому управленцу в наследство от Евгения Пронькинова?Уже в скором времени у города появится новый сити-менеджер. А у сити-менеджера появится город. Причем сегодня проблем, которые придется срочно решать, горазда больше, чем кажется на первый взгляд. Так что же достанется новому управленцу в наследство от Евгения Пронькинова?
Небезопасные финансы

Бюджетная безопасность города сегодня – это показатель, который не озвучивают ни на общественных слушаниях, ни на совещаниях в мэрии, ни на заседаниях горсовета. А ведь именно от того, насколько этот показатель приближен к норме, зависит финансовое будущее Улан-Удэ.

Бюджет по сути – это финансовый план города. Но сегодняшнего количества финансов, как уже неоднократно было сказано в разных кабинетах муниципальной власти, не совсем достаточно для исполнения всех обязательств. Но не всегда понятно, насколько глубока проблема на самом деле.

Чаще всего горожанам разъясняется общими словами, что бюджет эффективен, сбалансирован и так далее. Хотя, по сути, эти показатели чаще всего не имеют количественного выражения, а значит, мало что могут сказать о текущем состоянии.

Есть, конечно, цифры, которые не раз озвучивались. Общий объем доходов городской казны – 5,6 миллиарда. Из них 2,5 миллиарда – поступления из вышестоящих бюджетов, которые идут на строго определенные цели, как правило, не связанные с непосредственно развитием города. Собственных доходов остается 3,1 миллиарда. И это при том, что на самом деле городу для нормального функционирования необходимо более 10 миллиардов рублей.

Но даже это можно было бы пережить, если бы не муниципальный долг. А он составляет на конец 2014 года 2,5 миллиарда рублей. То есть более 80 процентов от собственных доходов.

- Причем, эти 2,4 миллиарда – это банковские кредиты. И в сегодняшний кризисный период складывается очень опасная ситуация. Если банки потребуют назад эти деньги, то в бюджете останется 0,7 миллиарда рублей. Это на все финансирование муниципальной сферы. И поэтому город сегодня стоит на краю финансовой катастрофы. Сегодня любой из банков может объявить город банкротом, - рассказал нам один из экспертов по бюджетным отношениям.

И выходит, что будущему сити-менеджеру достанется город в предбанкротном состоянии, и главной задачей нового управленца станет выведение муниципалитета из этого состояния. Иначе последствия могут быть очень серьезными.

«Больной» бюджет

Для того чтобы исправить ситуацию, нужно кардинально изменить подход к оценке состояния бюджета. Для этого необходимо начать уже сейчас предпринимать активные действия.

- Необходимо рассматривать бюджет с использованием шести критериев. Это собственные доходы, коэффициент финансовой устойчивости бюджета, коэффициент бюджетной обеспеченности, коэффициент бюджетной безопасности, объем реального бюджета, показатель жесткого бюджета, - рассказывает наш эксперт. – И сегодня все эти показатели находятся на минимуме. Необходимо переходить на количественную оценку состояния. Тогда уже будет наглядно видно, в каком состоянии находится бюджет.

Кроме новой, более реалистичной оценки ситуации, по мнению экспертов, необходимо создать антикризисную комиссию, которая начнет работу по нормализации финансового состояния города.

Одной из мер может стать ранжирование расходов бюджета по социальной важности. Ведь если выстроить список расходов по степени важности, то в случае особо кризисной ситуации будет легко определить, в каком направлении можно сократить финансирование. Другой вопрос, что это ранжирование должно быть грамотным и направленным на благо горожан. То есть доплаты к пенсиям бывшим депутатам не должны стоять выше уборки мусора или освещения улиц.

Кроме работы над сокращением расходов, нужно уже начать учиться зарабатывать. Ведь сегодня собственных доходов у города не так много, а зависимость от субсидий слишком велика.

- Бюджет города очень болен. И необходимо срочно взяться за его оздоровление. Необходимо наладить поступления, доходную часть бюджета. Это налоги, сборы, доходы от аренды и так далее, - уверен наш эксперт.

Энергетика в цифрах

Кроме бюджетной безопасности, которая, как мы выяснили, сегодня очень плачевна, есть такое понятие, как энергетическая безопасность. И тут у нас тоже не все в порядке.

Здесь власти также применяют такие слегка эфемерные понятия, как «эффективность». При этом в количественном выражении энергетическую сферу оценивают не всегда.

- Новый подход должен предусматривать количественный анализ. Нужно обозначить основные факторы, источники воздействия на энергетическую безопасность. Таких факторов должно быть пять: это наличие собственных источников генерации, состояние сетевого хозяйства, доступность тарифа с точки зрения платежеспособного спроса, уровень развитие инноваций, воздействие на окружающую среду, - отмечает эксперт. - Если оценить все эти факторы, то энергетическая безопасность в городе составляет порядка 3,5 процента. Это сверхнизкий показатель, который говорит о бедственном положении.

Ни для горожан, ни для энергетиков, ни для властей не секрет, что городу в сильные морозы не хватает тепла. А значит, тех мощностей, которыми располагает сегодня Улан-Удэ, недостаточно.

И когда жители начинают замерзать в домах, под давлением общественности и властей энергетики перегружают имеющиеся мощности. К чему это приводит, мы уже видели в 2008 году, когда один из таких перегруженных котлов просто вышел из строя.

Если же говорить о тарифах, то эта тема стала больной для города уже давно. Сегодня активно применяется такое понятие, как «экономически обоснованный тариф». Как правило, он оказывается гораздо выше, чем в других регионах. Хотя платежеспособность у населения города во многих случаях на порядок ниже.

- В городе мы можем собрать определенное количество денег. Больше мы собрать не можем. И управление должно отталкиваться от этой суммы, от платежеспособного спроса. А сегодня все основывается на экономически обоснованном тарифе. И в итоге этот экономически обоснованный тариф получается намного выше платежеспособного спроса. В результате получается, что платежеспособный спрос очень низкий, отсюда и неплатежи, - рассказывает эксперт.

Здесь свою роль также должен играть муниципалитет в лице сити-менеджера. Администрация должна четко знать, каков у населения платежеспособный спрос. И исходить не из средних показателей по доходам населения, а из того, что в городе есть огромная категория граждан, которым очень далеко до этих средних цифр.

Удобные расчеты

Немаловажная безопасность – общественная, под которой, собственно, и понимают в большинстве случаев слово «безопасность».

И здесь Улан-Удэ тоже далеко не в шоколаде. За последние годы Бурятия часто оказывается в пятерке, а то и в тройке регионов с самым высоким уровнем преступности. А ведь значительная часть преступлений совершается именно в Улан-Удэ. То есть с этим у нас такие же проблемы, как и со всем остальным.

При этом, оценивая ситуацию в городе, правоохранительные органы либо местные органы власти тоже не всегда приводят цифры, позволяющие адекватно оценивать ситуацию. Например, цифры часто приводят по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А между тем, общую картину в этих показателях увидеть трудно.

- Сегодня по тяжким преступлениям наблюдается снижение на 4 процента, по средним преступлениям на 8 процентов повысилось и так далее. Но из всех этих цифр сложно сделать главный вывод: опасно ли жить в Улан-Удэ, - говорит наш эксперт. - Между тем, безопасность вполне можно рассчитать, причем в процентном отношении. Полностью безопасным город, конечно, быть не может. Оптимальный показатель безопасности – это примерно 85 процентов.

Рассчитав такой же показатель в Улан-Удэ, получается, что за последние годы он не поднимался выше 50 процентов, а в среднем держался на уровне 45 процентов. То есть ниже среднего. А ведь это и есть основной показатель, характеризующий уровень преступности в городе. Но его в расчет сегодня никто не принимает.

Получается, что новому сити-менеджеру достанется город, погрязший в глубоком кризисе, причем со всех сторон. И чтобы вывести его из этого кризиса, придется сильно потрудиться.

- Тот, кого выберут сити-менеджером, должен понимать, что управление городом – это величайшая ответственность. Это очень сложная должность. Нужен особенный подход к управлению городом. Главное условие, которое должно быть предъявлено к сити-менеджеру, - это способность наладить всю эту систему, чтобы город смог сам зарабатывать и обеспечивать свою безопасность, в том числе и финансовую, - считает наш эксперт.

Судьба Улан-Удэ решится уже в ближайший месяц. И тогда можно будет строить первые предположения, выберемся ли мы из той ямы, в которой оказались, или зароемся еще глубже.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

Уже в скором времени у города появится новый сити-менеджер. А у сити-менеджера появится город. Причем сегодня проблем, которые придется срочно решать, горазда больше, чем кажется на первый взгляд. Так что же достанется новому управленцу в наследство от Евгения Пронькинова?  Небезопасные финансы Бюджетная безопасность города сегодня – это показатель, который не озвучивают ни на общественных слушаниях, ни на совещаниях в мэрии, ни на заседаниях горсовета. А ведь именно от того, насколько этот показатель приближен к норме, зависит финансовое будущее Улан-Удэ. Бюджет по сути – это финансовый план города. Но сегодняшнего количества финансов, как уже неоднократно было сказано в разных кабинетах муниципальной власти, не совсем достаточно для исполнения всех обязательств. Но не всегда понятно, насколько глубока проблема на самом деле. Чаще всего горожанам разъясняется общими словами, что бюджет эффективен, сбалансирован и так далее. Хотя, по сути, эти показатели чаще всего не имеют количественного выражения, а значит, мало что могут сказать о текущем состоянии. Есть, конечно, цифры, которые не раз озвучивались. Общий объем доходов городской казны – 5,6 миллиарда. Из них 2,5 миллиарда – поступления из вышестоящих бюджетов, которые идут на строго определенные цели, как правило, не связанные с непосредственно развитием города. Собственных доходов остается 3,1 миллиарда. И это при том, что на самом деле городу для нормального функционирования необходимо более 10 миллиардов рублей. Но даже это можно было бы пережить, если бы не муниципальный долг. А он составляет на конец 2014 года 2,5 миллиарда рублей. То есть более 80 процентов от собственных доходов. - Причем, эти 2,4 миллиарда – это банковские кредиты. И в сегодняшний кризисный период складывается очень опасная ситуация. Если банки потребуют назад эти деньги, то в бюджете останется 0,7 миллиарда рублей. Это на все финансирование муниципальной сферы. И поэтому город сегодня стоит на краю финансовой катастрофы. Сегодня любой из банков может объявить город банкротом, - рассказал нам один из экспертов по бюджетным отношениям. И выходит, что будущему сити-менеджеру достанется город в предбанкротном состоянии, и главной задачей нового управленца станет выведение муниципалитета из этого состояния. Иначе последствия могут быть очень серьезными. «Больной» бюджет Для того чтобы исправить ситуацию, нужно кардинально изменить подход к оценке состояния бюджета. Для этого необходимо начать уже сейчас предпринимать активные действия. - Необходимо рассматривать бюджет с использованием шести критериев. Это собственные доходы, коэффициент финансовой устойчивости бюджета, коэффициент бюджетной обеспеченности, коэффициент бюджетной безопасности, объем реального бюджета, показатель жесткого бюджета, - рассказывает наш эксперт. – И сегодня все эти показатели находятся на минимуме. Необходимо переходить на количественную оценку состояния. Тогда уже будет наглядно видно, в каком состоянии находится бюджет. Кроме новой, более реалистичной оценки ситуации, по мнению экспертов, необходимо создать антикризисную комиссию, которая начнет работу по нормализации финансового состояния города. Одной из мер может стать ранжирование расходов бюджета по социальной важности. Ведь если выстроить список расходов по степени важности, то в случае особо кризисной ситуации будет легко определить, в каком направлении можно сократить финансирование. Другой вопрос, что это ранжирование должно быть грамотным и направленным на благо горожан. То есть доплаты к пенсиям бывшим депутатам не должны стоять выше уборки мусора или освещения улиц. Кроме работы над сокращением расходов, нужно уже начать учиться зарабатывать. Ведь сегодня собственных доходов у города не так много, а зависимость от субсидий слишком велика. - Бюджет города очень болен. И необходимо срочно взяться за его оздоровление. Необходимо наладить поступления, доходную часть бюджета. Это налоги, сборы, доходы от аренды и так далее, - уверен наш эксперт. Энергетика в цифрах Кроме бюджетной безопасности, которая, как мы выяснили, сегодня очень плачевна, есть такое понятие, как энергетическая безопасность. И тут у нас тоже не все в порядке. Здесь власти также применяют такие слегка эфемерные понятия, как «эффективность». При этом в количественном выражении энергетическую сферу оценивают не всегда. - Новый подход должен предусматривать количественный анализ. Нужно обозначить основные факторы, источники воздействия на энергетическую безопасность. Таких факторов должно быть пять: это наличие собственных источников генерации, состояние сетевого хозяйства, доступность тарифа с точки зрения платежеспособного спроса, уровень развитие инноваций, воздействие на окружающую среду, - отмечает эксперт. - Если оценить все эти факторы, то энергетическая безопасность в городе составляет порядка 3,5 процента. Это сверхнизкий показатель, который говорит о бедственном положении. Ни для горожан, ни для энергетиков, ни для властей не секрет, что городу в сильные морозы не хватает тепла. А значит, тех мощностей, которыми располагает сегодня Улан-Удэ, недостаточно. И когда жители начинают замерзать в домах, под давлением общественности и властей энергетики перегружают имеющиеся мощности. К чему это приводит, мы уже видели в 2008 году, когда один из таких перегруженных котлов просто вышел из строя. Если же говорить о тарифах, то эта тема стала больной для города уже давно. Сегодня активно применяется такое понятие, как «экономически обоснованный тариф». Как правило, он оказывается гораздо выше, чем в других регионах. Хотя платежеспособность у населения города во многих случаях на порядок ниже. - В городе мы можем собрать определенное количество денег. Больше мы собрать не можем. И управление должно отталкиваться от этой суммы, от платежеспособного спроса. А сегодня все основывается на экономически обоснованном тарифе. И в итоге этот экономически обоснованный тариф получается намного выше платежеспособного спроса. В результате получается, что платежеспособный спрос очень низкий, отсюда и неплатежи, - рассказывает эксперт. Здесь свою роль также должен играть муниципалитет в лице сити-менеджера. Администрация должна четко знать, каков у населения платежеспособный спрос. И исходить не из средних показателей по доходам населения, а из того, что в городе есть огромная категория граждан, которым очень далеко до этих средних цифр. Удобные расчеты Немаловажная безопасность – общественная, под которой, собственно, и понимают в большинстве случаев слово «безопасность». И здесь Улан-Удэ тоже далеко не в шоколаде. За последние годы Бурятия часто оказывается в пятерке, а то и в тройке регионов с самым высоким уровнем преступности. А ведь значительная часть преступлений совершается именно в Улан-Удэ. То есть с этим у нас такие же проблемы, как и со всем остальным. При этом, оценивая ситуацию в городе, правоохранительные органы либо местные органы власти тоже не всегда приводят цифры, позволяющие адекватно оценивать ситуацию. Например, цифры часто приводят по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А между тем, общую картину в этих показателях увидеть трудно. - Сегодня по тяжким преступлениям наблюдается снижение на 4 процента, по средним преступлениям на 8 процентов повысилось и так далее. Но из всех этих цифр сложно сделать главный вывод: опасно ли жить в Улан-Удэ, - говорит наш эксперт. - Между тем, безопасность вполне можно рассчитать, причем в процентном отношении. Полностью безопасным город, конечно, быть не может. Оптимальный показатель безопасности – это примерно 85 процентов. Рассчитав такой же показатель в Улан-Удэ, получается, что за последние годы он не поднимался выше 50 процентов, а в среднем держался на уровне 45 процентов. То есть ниже среднего. А ведь это и есть основной показатель, характеризующий уровень преступности в городе. Но его в расчет сегодня никто не принимает. Получается, что новому сити-менеджеру достанется город, погрязший в глубоком кризисе, причем со всех сторон. И чтобы вывести его из этого кризиса, придется сильно потрудиться. - Тот, кого выберут сити-менеджером, должен понимать, что управление городом – это величайшая ответственность. Это очень сложная должность. Нужен особенный подход к управлению городом. Главное условие, которое должно быть предъявлено к сити-менеджеру, - это способность наладить всю эту систему, чтобы город смог сам зарабатывать и обеспечивать свою безопасность, в том числе и финансовую, - считает наш эксперт. Судьба Улан-Удэ решится уже в ближайший месяц. И тогда можно будет строить первые предположения, выберемся ли мы из той ямы, в которой оказались, или зароемся еще глубже. Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^