04.02.2015
В Бурятию возвращается мода на лечение травами. Когда-то жители республики были более близки к природе, но позже медицина превратилась в бизнес. Сегодня, во времена экономического кризиса, многие стараются не бросать деньги на ветер и возвращаются к натуральным лекарствам
Травники нового поколения

Несколько десятков лет назад невозможно было представить, что однажды аптеки вырастут на каждом углу как грибы после дождя. Тогда же люди прибегали к советам мудрых и едва ли не всезнающих травников. Последние зачастую собирали травы сами, в деревне, или же приплачивали за помощь соседской ребятне. После - сбывали в Улан-Удэ, в частности на Центральном (тогда он назывался «колхозный») рынке. Но время шло, доверие к официальной медицине росло, и однажды клиенты травников буквально разбрелись по аптекам. Наживаться на здоровье граждан стало весьма желанным для многих занятием. К тому же, если наряду с эффективными средствами народу «фуфломицин» пытаться продать.

В итоге многие травники ушли, но некоторые переждали пору, появилось и новое поколение. Именно оно сегодня пытается возродить потерянные традиции.

Например, Людмила на Центральном рынке приторговывает травами уже более полутора лет. За это время, по словам травницы, спрос на продукцию вырос в разы.

- Можно сказать, что настал некий бум интереса к здоровому образу жизни. Теперь у меня есть и постоянные клиенты, даже из других регионов, - рассказывает «Номер один» Людмила Филиппова. А также добавляет: «На спрос, конечно, никак не мог не повлиять экономический кризис. Лекарства подорожали».

По словам Людмилы, какую-то определенную возрастную категорию приверженцев трав назвать нельзя. Сегодня это не только пенсионеры, но и молодые ребята, которые за экологически чистую продукцию.

- Единственное, что можно выделить, так это женскую категорию. Чаще всего именно женщины обращаются ко мне, кто-то вычитывает заранее в Интернете, кто-то просит совета у меня, - признается травница.

Ленивая республика

Травка у Людмилы найдется от всего: начиная кашлем, заканчивая женскими болезнями. От знакомого всем чабреца до несколько экзотичных цветков каштана. 

Наиболее популярны сборы, которые по-своему универсальны. Простояв всего несколько минут у прилавка, стало ясно: пакетики с сертифицированной травкой за 100-200 рублей, натуральные чаи и масла не могут не привлекать внимания горожан. Такая же картина была у другого киоска с экопродукцией.

Однако настораживает один маленький нюанс: те же травки, отчего-то, грубо говоря, «расфасовывает» иркутская компания, кое-какие «выдумки экологичной медицины» 

- Новосибирск. Несмотря на то, что травы, к примеру, собираются на территории Тункинского района Бурятии.

- Это, конечно, печально очень. Я сама здесь торгую и диву даюсь. Ну, чего же у нас только нет. А мы почти никак не используем ресурсы. Вот, напишите об этом, - сетует одна из эко-продавцов рынка, не пожелавшая представиться.

Между тем, «Номер один» удалось связаться с представителем одной из местных компаний, который пояснил: Бурятия не ленится. Просто сталкивается с барьером.

«Аптечный барьер»

История МИП «Байкалия» началась, как и история Людмилы, с малого. Сперва стартовала школа здоровья. Тогда «Байкалия» нашла множество единомышленников со всей России и сделала вывод, что наибольшей популярностью пользуется именно здоровое питание. Тогда было решено купить деревянный пресс для изготовления масла. Причем сначала для себя, потом для друзей, родственников и их друзей. Около трех лет назад «Байкалия» зарегистрировались официально.

Казалось бы, рынок еще не завален экопродукцией, и можно стать успешными пионерами в этом деле. Но так кажется только на первый взгляд. На сегодня «Байкалия» производит различную экопродукцию, основной упор делая на иван-чай, который пили наши предки давным-давно. Собирает травы в Забайкалье и Кабанском районе.

- Сейчас мы заготовили его 2,5 тонны. Раньше мы просто отправляли его оптом в Москву, полтонны, и нас это устраивало. Прошлым же летом мы решили охватить наш регион, сделали упаковочки и начали заходить в местные магазины. Но если на мелкие точки мы смогли зайти без проблем, то в крупных сетях, аптеках ничего не получается. Барьер. Просят серьезные деньги, - поясняет директор по продажам и маркетингу ООО «МИП «Байкалия» Александр Разживин.

Александр сетует, что местные сети привыкли работать с крупными компаниями и не учитывают такой факт: многие только начинают свое дело и, зарабатывая копейки, на могут платить за размещение на полке.

Но, несмотря на барьеры, продукция «Байкалии» представлена сегодня практически во всех сувенирных магазинах, на том же Центральном рынке и в некоторых аптеках 
города. На этикетке на русском и английском языках гордо красуется «Бурятия». Впрочем это все же исключение из правил.

Тем временем в той же «Байкалии» уверяют: при желании любая семья и сама может заготовить себе чай на год вперед, причем за 1-2 дня. Но куда мы с вами пойдем его собирать в каменных джунглях? Думается, путей немного: в аптеку или на рынок. И каждый свой выбор делает сам.

Яна Ольшанская, «Номер один». 

Социальные комментарии Cackle
^