14.04.2015
«Преемница» первого Уполномоченного – Ивана Калашникова – рассказала о правах человека, о том, как она работала на посту и что сделала в защиту человека.
За прошлый год в адрес Уполномоченного поступило 662 обращения, письменных и устных. Учитывая, что было 27 коллективных заявлений (от 561 гражданина), общее количество граждан составило 1223. Люди просили помочь в реализации и защите их прав. 

Наибольшее количество обращений поступило от жителей Улан-Удэ (69,9%). Треть обращений приходится на муниципальные районы республики. Лидерами по количеству обращений среди районов являются Кабанский, Заиграевский, Прибайкальский, Иволгинский и Хоринский. 

662 обращения – это на 5 % меньше, чем в 2013 г. Но заметно выросла доля письменных обращений. 

«Как и в 2013 году, существенное количество жалоб получено из мест принудительного содержания граждан (173 обращения), в т.ч. учреждений ФСИН», -- отмечает Юлия Жамбалова. 

Спектр жалоб широк. 

Так, в 9,7 % жалоб гражданин жаловался Уполномоченному на суды – выражает несогласие с несогласие с вынесенным решением или приговором, нарушением сроков рассмотрения дел, вынесение решения о заключении под стражу. 

Другие 11,2 % обратившихся жаловались на полицию и другие следственные органы. В основном люди говорили о нарушениях уголовно-процессуальных норм при расследовании, при возбуждении уголовных дел, жаловались на незаконные методы дознания, формализм, волокиту при рассмотрении обращений, применение спецсредств и т.д. 

Но самая многочисленная группа жалобщиков, это, пожалуй, те 18 %, которые жаловались на муниципальную власть – поднимались проблемы предоставление жилья, переселения из ветхого и аварийного жилья, ремонта, развития инфраструктуры и другие жилищно-транспортные моменты. 

Наблюдается существенный рост удельного числа жалоб, связанных со сферой деятельности органов местного самоуправления. Это должно насторожить муниципалитеты, особенно крупные, такие, как Улан-Удэ. 

«На втором месте по числу обращений стоят жалобы, касающиеся права на государственную и судебную защиту (14,6 % от всех обращений), среди них жалобы на действия (бездействие) сотрудников полиции и органов следствия, на действия судей», -- говорит Юлия Жамбалова. 

А вот доля обращений, связанных с вопросами социального и пенсионного обеспечения населения (работа с ветеранами и инвалидами, субсидии, санаторно-курортное лечение, социальные выплаты, пенсионное обеспечение и др.) по сравнению с предшествующим годом снизилась. 

Должность республиканского Уполномоченного по правам человека была введена в Бурятии относительно недавно. С самого начала необходимость введения нового высокооплачиваемого поста, который будет содержаться за счет бюджета, вызывала большие сомнения. Сомнения в необходимости основывались на том, что в России и Бурятии давно есть все необходимые учреждения для защиты прав человека и гражданина. 

Главным оправданием введения новой должности в глазах общества являлось то, что Уполномоченный  должен компенсировать гражданам неэффективную и некачественную работу многих представителей традиционных структур, которые по службе обязаны стоять на страже прав и интересов человека и гражданина. Этим Юлия Жамбалова и занимается. 

В Бурятии создан целый ряд должностей Уполномоченных, подобных Уполномоченному по правам человека. Сюда относится, например, Уполномоченный по правам ребенка в РБ. Или Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ. Сегодня уже поговаривают, что в Бурятии необходим Уполномоченный по защите прав малых коренных народов Бурятии. Может появиться и Уполномоченный по защите прав сельчан и жителей отдаленных местностей. 

Чем неэффективнее работают в Бурятии существующие органы, тем больше Уполномоченных (в самых разных сферах жизни) появляется. Допустим, существующие органы -- полиция, прокуратура, суд, органы социальной защиты, депутаты -- без Уполномоченного по правам ребенка, права детей республики нормально защитить уже не могут. Хотя раньше могли, т.к. лучше работали… 

«Нас беспокоит возможное нарушение прав человека в трудовой сфере -- ввиду повсеместной оптимизации организационно-штатных структур организаций, учреждений, сокращения бюджетных расходов. Мы стараемся и информировать граждан, и брать информацию от ведомств какая у нас на сегодняшний день ситуация, где наибольшее количество сокращений происходит, каков прогноз… 

Если есть факты нарушения прав, то отрабатываем с трудовой инспекцией. Такие случаи у нас были, когда незаконно увольняют человека, или увольняют, но не знакомят с приказом, и это выясняется только при проверке трудовой инспекцией», -- говорит Юлия Жамбалова. 

Говоря о своей нынешней работе, она заявляет, что «основные наши беды и нарушения прав происходят из-за того, что гражданин зачастую неинформирован, не знает своих прав и обязанностей. Поэтому основное направление, которое в этом году мы для себя ставим – это повышение уровня правовой культуры населения». 

Это нестандартный взгляд на причину нарушения прав человека в РБ -- права человека нарушаются, т.к. пострадавшие не знает своих прав (и обязанностей)… 

Позволим себе заметить, что права осведомленного человека нарушаются точно так же, как неосведомленного… Права человека нарушаются вовсе не из-за того, что жертва не знает своих прав. Хотелось бы, чтобы Уполномоченный по правам человека в Бурятии поняла это. 

На самом деле права человека нарушаются, потому что их не знают чиновник, руководитель учреждения, директор завода, хозяин частной фирмы, сотрудник МВД, следователь, работающие с людьми…  Вариант – знают, но не соблюдают. 

В целом, Доклад Уполномоченного получился довольно подробным, его можно почитать на здесь

Остается пожелать Юлии Валерьевне дальнейшего улучшения своей работы по защите прав человека, чтобы каждый в РБ мог сказать: «Человек – это звучит гордо». Потому что, повторим, существующие органы, структуры, работают в РБ с каждым годом все менее эффективно и без новых помощников в лице Уполномоченных (в различных сферах жизни) республике уже не обойтись. К сожалению…

Петр Санжиев


Социальные комментарии Cackle
^