16.04.2015
По сей день в республике есть дома, где по-прежнему о таких мудреных словах знают только понаслышке. Пока где-то вовсю кипят страсти по реформам ЖКХ, в каких-то домах по-прежнему все так же тихо и безнадежно плохо.
Чудо-договор 

Этапов реформ ЖКХ было множество. Повсеместное внедрение ТСЖ и счетчиков, капитальный ремонт при помощи фонда реформирования ЖКХ и многое другое – каждый раз власти обещали, что вот теперь-то все наладится. Но на деле если что-то и налаживалось, то далеко не у всех.

На днях в СМИ прозвучала информация от жилищной инспекции о том, что ведомство подготовило типовой договор, который можно и нужно жителям заключать со своими управляющими организациями и ТСЖ. Этот документ, по заверениям властей, должен наконец-то навести порядок в сфере ЖКХ. Универсальный, всеобъемлющий, тщательно проработанный договор, который все поправит. 

Как разъясняет заместитель руководителя службы жилищной инспекции, начальник отдела по работе с обращениями граждан Ирина Алексеевна Ахандаева, безграмотный или неправильно составленный договор ранее приводил к тому, что люди не могут ничего добиться от своих управляющих организаций. 

- Договоры зачастую не содержат информации о том, какие виды работ и услуг должна делать управляющая организация. Не отображены и периодичность выполнения работ, их стоимость. А если таких данных нет в договоре, то в судебном порядке добиться возмещения ущерба гражданам или обязать управляющие организации работать по-другому, будет просто невозможно, - говорит Ирина Ахандаева. 

Как теперь выясняется, именно договор между «управляшкой» и собственниками квартир уже многие годы является самым большим камнем преткновения и источником наибольших бед жителей. 

Смешные условия 

- Зачастую нет в договорах элементарных вещей. Самое грубое нарушение - не прописан перечень общего имущества. Непонятно тогда, чем вообще управляет управляющая организация? - разъясняют в жилищной инспекции. 

Сотрудники надзорного органа столкнулись и с тем, что не всегда жители знают о том, что прописано в их договоре. Есть случаи и фальсификации подписей жителей, которые большинством голосов якобы когда-то подписали совершенно невыгодный им документ. Но по закону, каким бы ни был абсурдным договор, если жители его подписали (или не проконтролировали процесс), то и требовать ничего сверх указанного там не вправе. 

Главное, с чего нужно начинать, пытаясь отстоять свои права и добиться качественного выполнения всех коммунальных работ, - это составить правильный договор. 

Основные идеи договора, составленного жилищной инспекцией, – люди должны платить только за то, что реально потребили. К тому же, по мнению экспертов, пора прекратить эту чехарду, когда непонятно, кто должен отвечать за плохое качество коммунальных услуг или за то, что пришли какие-то несуразно большие счета. 

Например, люди не должны платить за ОДН больше разумных нормативов. Все, что пришло «сверху», - проблема управляющей организации, это она не уследила за тем, куда тратились ресурсы. И когда «управляшку» это коснется напрямую, она быстро наведет порядок - проведет все энергосберегающие мероприятия. 

Рулят активные бабушки

Для того чтобы это произошло, инициативу должны проявить сами жильцы. Без желания и действий самих жителей даже замечательный договор-шпаргалка не станет палочкой-выручалочкой. Следить за выполнением пунктов договора и работой «управляшек» должен Совет дома. Создается он в теории элементарно. Жителями проводится собрание, на котором выбираются члены Совета дома и его председатель. Протокол собрания хранится у председателя, его копия отправляется в управляющую организацию. После этого нехитрого действия жителям будет легче отстаивать свои права. Как правило, улан-удэнцы предпочитают действовать так – выбирают от каждого подъезда одного представителя, а из них затем выбирается председатель. 

- Мы стараемся доводить до граждан информацию о том, что только от их активности будут зависеть их отношения с управляющей организацией. Договор рамочный, его необходимо адаптировать к условиям вашего дома, - подытоживает Ирина Алексеевна. 

Но для этого нужны инициативные граждане, которым не все равно, кому и за что они платят и что происходит с их домом. Пока таких людей немного, но, по словам Ирины Ахандаевой, движение «снизу» хоть и медленно, но начинается. Пока что большинство инициативных и активных – это пенсионеры. Работающие люди к тому, как они живут, относятся в основном наплевательски. Не проявляют инициативу, не участвуют в жизни своего дома, а порой и вовсе не платят по счетам.

Сами руководители управляющих организаций к появлению введению нового типа договора отнеслись, мягко говоря, безрадостно. Потому что выполнить все, что написано в договоре, можно только там, где все жильцы исправно платят по счетам. А такое есть далеко не везде и не всегда.

- Это приведет к банкротству управляющих компаний. Таким путем жилищная инспекция заставляет управляющие компании бросить нерентабельные дома, взять только, так сказать, «сладкие» дома, где можно получить какую-то мало-мальскую прибыль,- уверен глава ООО «Эталон-С» Сергей Супоня. 

Остальным же домам в этом очередном витке реформ, получается, ждать особо нечего.
 
Хорошее ТСЖ – дороже квартира 

Все предыдущие реформы в сфере ЖКХ тоже обещали все починить и все наладить. Выливалось, однако, это всегда в одно и то же. Какие-то дома пользовались новыми возможностями и стали жить лучше, а какие-то остались там же, где были. В Улан-Удэ и в целом по республике появляются отдельные дома или целые микрорайоны, где ситуация остается критической и год от года ничего не меняется. Как правило, это далеко не новые, многоквартирные постройки советской эпохи. Люди устали от бесконечной разрухи и бездействия своей управляющей организации и даже не стараются бороться с этим. 

«Управляшек» тоже не сильно заботит судьба далеко не лакомых кусков пирога – требующих миллионных вложений домов и их жителей, зачастую сплошь неплательщиков. Единственный выход люди, желающие жить по-человечески, видят в том, чтобы продать такое жилье и купить достойную квартиру в достойном доме, где работает добросовестная управляющая организация, а еще лучше ТСЖ. Соответственно из «жилищного гетто» выезжают одни, а остаются жить или вновь въезжают другие – те, кому все равно, где и как жить. Так появляются некие островки полнейшего уныния. Эти дома обречены на медленную смерть, а его жители - на не менее мучительную жизнь при коммунальной разрухе. Пока такой процесс только-только зарождается, но такие дома уже есть. Есть такие здания в районе ЛВРЗ, «Саян» и других районов Улан-Удэ. И разделение домов по признаку работы управляющих организаций будет с каждым годом становиться все сильнее. Через 5-10 лет в первую очередь покупатели жилья будут ориентироваться именно на то, кто управляет домом.

Специалисты уверены – выбор не велик. Либо жители проснутся и станут хотя бы минимально интересоваться проблемами ЖКХ и своего собственного дома. Или их бездействие приведет к тому, что их жилище будет терять рыночную стоимость из-за отсутствия должного ухода и ремонта, а о комфорте и нормальных условиях проживания говорить тем более не придется. 

Василиса Шишкина, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^