19.05.2015
Сколько живет трамвай?
Из Триеста в Улан-Удэ
Не сказать, что Триест идеальный европейский город. Здесь много машин, дорогой общественный транспорт, а из-за горного рельефа в городе множество крутых подъемов и спусков. Возможно, по той же причине здесь нет городского трамвая, и в этом смысле Улан-Удэ более продвинутый город. Зато есть трамвайная линия, идущая в пригород Триеста - городок Опчина.

Давным-давно, когда автомобили были не только предметом роскоши, но и уделом людей суровых и мужественных, а про автобусы никто даже не мечтал, трамваи заполонили городские улицы. Для тех, кому автомобили или кареты были недоступны, это был единственный способ передвигаться со скоростью, превышающей скорость пешехода. 

sc_upload_file_sosep200729_08_1879_erste_eisenbahn_300dpi_1465384.jpg
Первый демонстрационный трамвай Сименса

Поэтому рельсы быстро ушли далеко за город, увозя пассажиров на природу и к дачным поселкам. Дело иногда доходило до того, что строились междугородние линии трамвая - это были проще и дешевле, чем строительство "нормального" железнодорожного сообщения.

Триест не остался в стороне от этих тенденций, и в сентябре 1902 года здесь открылась первая и единственная трамвайная линия, соединившая центр города с городком Опчина. Но дело было новое, а рельеф местности сложный, поэтому аварии случались довольно часто. Так, уже через месяц после открытия линии произошло событие, оставившее глубокий след в городской культуре. 10 октября 1902 года в семь утра на участке с большим уклоном отказал тормоз трамвая и вагон начал резко набирать скорость, через двести метров врезавшись в частный дом. Дом оказался уничтожен почти полностью. Но в страшной аварии почти никто не пострадал - трое пассажиров успели выпрыгнуть из него перед столкновением. Что не мудрено, учитывая, какие тогда были вагоны. 

А единственный человек, оставшийся в вагоне — водитель Антонио Сосич сломал ногу, но остался жив. Прожил он до 101 года и до конца жизни рассказывал всем интересующимся подробности этого события. В разрушенном же доме никого в тот момент не было, так что все закончилось благополучно.

Тем не менее авария произвела на горожан столь сильное впечатление, что после нее в народе родилась песня, ставшая на сегодня самой известной триестинской народной песней. Слова - народные, а музыка позаимствована у автро-венгерского военного марша (Триест в тот момент был главным морским портом Австро-Венгрии).

Но потом, когда автомобиль стал доступным для широких масс, а для всех остальных придумали автобусы, городской рельсовый транспорт начал постепенно уступать свои позиции. Ко второй половине века рельсы почти повсеместно оказались закатаны в асфальт. Как оказалось, это было ошибочное решение, и в 90-е годы начался ренессанс трамвая.

IMG_8627.JPG

Триест же был одним из городов, где рельсовый транспорт не только не был закатан в асфальт, но и сохранился в прежнем виде. Сегодня в Опчину продолжают ходить те же вагоны, что и 80 лет назад, впервые вышедшие на линию еще при Муссолини. Винтажные механизмы управления в стиле паропанк, обитый деревом салон - благодаря этому, а также тому, что линия тянется по самым живописным местам, триестинский трамвай стал самостоятельным и довольно популярным туристическим брендом Триеста. Впрочем, функция перевозки пассажиров все еще остается на первом месте.

IMG_6950.JPG

IMG_6924.JPG

Но в чем причина такого долголетия? Не сказать, что их эксплуатируют в совсем уж тепличных условиях.. наоборот, на линии есть участок с очень крутым уклоном - до 30 градусов, на который своими силами вагон забраться не в состоянии. Поэтому каждый раз у подножия к нему стыкуется специальный буксир, который и тащит трамвай, и помогает спуститься на обратном пути.

IMG_6929.JPG
"Стыковка успешно завершена"

IMG_6948.JPG
"Поехали!" Буксир с трамваем тянет канатная дорога

IMG_6939.JPG
По "встречке" буксир уже спускает трамвай по склону

Учитывая, что в Улан-Удэ вагоны гораздо моложе, они могли бы работать еще очень долгое время. Главной причиной быстрого износа подвижного состава, как известно, являются изношенная линия. А с этим в триестинском трамвае все в порядке благодаря чему в 80-летнем вагоне трясет гораздо меньше, чем в более молодых улан-удэнских вагонах, некоторым из которых едва исполнилось десять лет.

Как говорил уже бывший начальник Управления трамвая Улан-Удэ Николай Хонгоров, если сейчас капитально отремонтировать все пути, то можно будет забыть об этой проблеме лет на двадцать. А на таких путях и вагоны не будут требовать частого ремонта. Но пока выделяемых денег не хватает даже на текущий ремонт, трамвайные пути продолжают изнашиваться, а вслед за ними портятся и вагоны. И с каждым годом снижается шанс на то, что улан-удэнский трамвай через много-много лет может стать туристической достопримечательностью. И это очень грустно.

Больше фоток и информации, как всегда, тут

735a3d2b3c14e95b6ece3f4ba4c2caa9.jpg
IMG_6958.JPG
Социальные комментарии Cackle
^