20.05.2015
Их путают с летающими тарелками, боятся пираты, избегают любовники замужних женщин.
Головокружительное хобби

Совсем недавно небольшое устройство в небе, издалека напоминающее летающую тарелку с парой глаз, на массовом мероприятии вселяло если не ужас, то чувство некоторого дискомфорта. В последнее время технологии особенно быстро шагают вперед, и улан-удэнцы открывают для себя новые хобби и заодно бизнес. Одно из таких увлечений – беспилотники, в частности коптеры. Сегодня небольшие многовинтовые вертолеты позволяют не просто управлять собой с земли, но и делают возможным «высотную» фото- и видеосъемку. Почувствовать себя на борту летающего судна и одновременно посмотреть на себя с высоты птичьего полета – магия, которая ныне становится ближе.

Романтик неба Игорь Кузьмич увлекается коптерами уже около четырех лет. Его квартира буквально заставлена ими: окто-, гекса-, квадрокоптеры.

Герой статьи Коптеры.jpg

Несмотря на то что мужчина по образованию юрист, его всегда манила высота. Сперва он открыл магазинчик радиомоделей. Потом начал осваивать беспилотники, а после, с приятелем Баиром Салдамаевым, организовал небольшое сообщество Copter03. Теперь вдвоем они снимают живописную, совсем другую Бурятию с невероятных и в прямом смысле головокружительных ракурсов.

– Мы начали с радиоуправляемых моделей. В 2010-м, когда начинали, готовых укомплектованных беспилотников и не было – только самые простенькие. Сначала просто летали, потом сами пытались приспособить камеру и начали снимать, – рассказывает Игорь, собирая очередной коптер. Кстати, со стороны это кажется чем-то практически невероятным. Так оно и есть. Как оказалось, когда вы в первый раз получите в посылке заветную летающую конструкцию, «коптер» вам придется собирать аж два-три дня. 

Что же представляет собой такая необычная штуковина? Выглядит весьма внушительно. Мультикоптер – это летательный аппарат с произвольным количеством несущих винтов, которые вращаются в противоположных направлениях. Тот, что сейчас в руках у Игоря, по прозвищу Крокодил, – с восемью. Разрабатывать коптеры начали еще в первые годы вертолетостроения. Первый коптер с четырьмя несущими винтами – квадракоптер, которому удалось подняться в воздух, изобрели в 1922 году. Однако то, что стало напоминать модель, которая сегодня перед нами, разрабатывали в 21-м веке. Теперь их стали использовать в аэрофотосъемке.

Пять минут – полет нормальный

Еще несколько лет назад удовольствие такое было вовсе не из дешевых. Сегодня же есть и бюджетные варианты коптера. В частности, от законодателя мод в области коптеростроения китайской фирмы DJI. Есть и доступные «американцы». Большой ассортимент недорогих моделей позволил пристраститься к съемке сверху многим молодым людям.

– Самый простой коптер стоит порядка 80 тысяч, – говорит Игорь. Наш же вместе с оборудованием обошелся в более 600. 

– Прежде чем запускать целое состояние в небо, нужно, наверное, как следует поучиться.

– Конечно, если купить технику за 80 тысяч и в первый раз на нем пытаться взлететь – процентов 70 за то, что ты ее разобьешь, – предостерегает меня Игорь.

Оно и немудрено. Как выяснилось в нашей беседе-практикуме по беспилотному искусству, даже самый простой контроль управления полетом требует минимум семь каналов: влево, вправо, вперед, назад, вокруг оси, вверх, вниз и еще три канала на режим полета. Качество же снимка, по сути, на совести двоих – «пилота» мультикоптера и, разумеется, оператора.

Впрочем, специально на операторов и пилотов коптеров сегодня у нас нигде не выучишься. Так что техника дается практикой, взлетами и, как ни крути, падениями. Как «Номер один» пояснили в Copter03, сначала лучше купить коптер размером с ладонь и овладеть азами в периметре собственной квартиры. Стоит такая штука не дороже трех тысяч рублей. Уже потом можно приступать к полету.

 – От экстремальных ситуаций, однако ж, никто не застрахован. В 2013 году мы снимали «Пионер» и утопили  впервые нашу «леталку» в реке. Не дай Бог снова, – постучал три раза Игорь. – Так вышло, что потеряли управление. В итоге отошел шлейф на одной плате. Камера убилась совсем. Так мы потеряли около 200 тысяч, – уже с улыбкой на лице рассказывает наш собеседник.

Интересно (хотя и грустно), но «утопить леталку» – не единственный кошмар, который может случиться в этом увлечении. Однажды на Тугнуе ребята едва не потеряли камеру в небе: улетела на километр и заблудилась в карьерах. К счастью, опытному пилоту все же удалось ее вернуть.

Вообще же коптер можно отправлять от себя и на три-четыре километра – в поле, при чистом эфире. В городе дальность значительно снижается.

Небесный шпион

Сегодня Игорь занимается съемкой с коптера за небольшую плату. Природу снимает для себя, для любителей же необычных кадров, как правило, – свадьбы.

– В основном у нас заказывают съемки свадеб и рекламы. Недавно с Солбоном Лыгденовым мы также снимали кадры к его новому фильму. Их вы можете увидеть в последнем ролике о фильме, – делится с «Номер один» Игорь.

По словам мужчины, съемка с коптера помогает показать масштаб.

– Вид сверху вообще, конечно, другой. Мы привыкли смотреть на себя с земли, а когда смотришь снимки с коптера, такое чувство, что сам в воздухе находишься. Получаются порой совсем невероятные кадры. Иначе начинаешь смотреть на себя, городскую архитектуру, пейзажи.

Впрочем, на таком увлечении Игорь и его приятель до сих пор не зарабатывают. Горожане все еще не привыкли к такой возможности, как съемка с коптера, и не осознали всю ее привлекательность. Коптеры у мужчин пока не окупились.

А ведь возможностей у беспилотника масса, многие из которых – вовсе не развлекательного характера. К примеру, у Copter03 в рекламе значится мониторинг строительства объектов, аэромониторинг леса, на них спроса, впрочем, сегодня вообще нет.

– В нашем регионе мы – единственные, кто этим вообще занимается, и нам есть что предложить. Вообще, штук 15 коптеров хватило бы для того же мониторинга лесных пожаров вокруг города. Кроме того, такая съемка подошла бы для мониторинга пробок, – говорит с энтузиазмом Игорь. – Властям это интересно. Мы даже разговаривали с МЧС, но те финансируются централизованно, и такие инициативы для них слишком затратны.

Между тем, по информации «Номер один», к помощи беспилотников в Бурятии ведомства все же прибегают. К примеру, не так давно им воспользовались, дабы найти потерявшегося у реки ребенка, обследовали Селенгу. Тогда Следственное управление СКР по Бурятии заказывало беспилотник в Москве.

Однако беспилотники не всегда оказываются в хороших руках. Их используют и в грязных, незаконных целях. В Улан-Удэ у Игоря, к примеру, периодически спрашивают о возможности слежки за женой и пр. Однако Copter 03 этим не занимается.

В других же странах таких летательных аппаратов открыто опасаются власти. В мае у Белого дома беспилотник не на шутку перепугал американских агентов секретной службы. Они засекли мужчину, управлявшего коптером. В итоге устройство было признано безопасным. Во Франции же не так давно специальным отрядам жандармерии вообще разрешили использовать специальное оружие для отстрела беспилотников, которые то и дело в качестве шпионов появляются над стратегически важными объектами.

В Бурятии, думается, до такого совсем далеко, да и люди с помощью коптеров стремятся показать лишь красоту родного края. Сегодня все немногочисленные любители беспилотников зачастую собираются вместе, ставят свои сумасшедшие эксперименты. А еще надеются, что через год-полтора их увлечение обретет большую популярность, чего мы и пожелали напоследок пилоту-Игорю и его напарнику.

Марина Игумнова, «Номер один». 


Социальные комментарии Cackle
^