20.07.2015
Главная цель - снизить давление на бизнес
Реализация ОРВ в регионах сейчас находится под пристальным вниманием.

«А стоит ли овчинка выделки?» Именно такой проверке подвергает законы актуальная сегодня процедура Оценки регулирующего воздействия. Она позволяет оценить соотношение эффективности законопроекта и связанные с ним издержки бизнеса. И решают это сами предприниматели. Реализация ОРВ в регионах сейчас находится под пристальным вниманием. Мы обсудили её с Главой Бурятии Вячеславом Наговициным.

- Вячеслав Владимирович, насколько существенна сегодня роль ОРВ в принятии законов?

— На мой взгляд, всё, что связано с ОРВ сейчас — очень важно. Это новый, но реально действующий механизм. Оценка регулирующего воздействия, осуществляемая совместно с предпринимательским сообществом — это фильтр, через который проходят только оправданные и целесообразные нормативно-правовые акты, не обременяющие предпринимателей излишней нагрузкой. Роль ОРВ нисколько не преувеличена. За прошлый год в России в рамках этой оценки ещё на стадии разработки был отклонён каждый второй проект.

- Насколько развита процедура ОРВ в нашей республике, каковы её результаты?

— В Бурятии оценку регулирующего воздействия ввели с 1 января прошлого года. Контроль за её исполнением осуществляет министерство экономики. За 2014 год на публичных обсуждениях поступило более 20-ти замечаний и предложений в отношении проектов нормативно-правовых актов, 15 из них были учтены и повлияли на конечный вариант проекта. Например, законопроект о запрете безалкогольных тонизирующих напитков, подготовленный Минздравом Бурятии. В ходе ОРВ разработчику указали на неверный способ решения проблемы. Проектом предлагалось ограничить розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков, между тем употребление слабоалкогольных тонизирующих напитков приводит к таким же негативным последствиям. Таким образом, проект Закона был доработан с учетом замечаний ОРВ.

- Как работает механизм ОРВ? Каким образом жители Бурятии могут повлиять на принятие или непринятие того или иного закона?

— В качестве экспертов при проведении публичных обсуждений привлекаются представители «Союза промышленников и предпринимателей», «Союза машиностроителей России», Торгово-промышленной палаты, Общероссийского народного фронта, Общественной палаты Бурятии, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в республике. Для создания диалога власти и бизнеса крайне важно качество информационных каналов. Вся информация об оценке регулирующего воздействия будет публиковаться на открытом портале orv.gov.ru. Воспользоваться этой единой информационной системой сможет каждый заинтересованный пользователь. Там же размещена база знаний, разделы для обучения и проведения открытых семинаров по ОРВ и опубликованы нормативно-правовые акты, подлежащие оценке.

- ОРВ распространяется на все законопроекты?

— Сфера проведения ОРВ касается прежде всего законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность: связаны с обязательными требованиями к ведению бизнеса, государственным надзором, налоговым администрирование, безопасностью процессов производства. Таким образом, граждане могут лично оказать влияние на введение, изменение или отмену той или иной правовой нормы, а чиновники привыкнуть заранее думать о возможных последствиях своей нормотворческой деятельности.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

447.jpg

Анатолий Дашиев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия

Эффективность ОРВ зависит от активности предпринимателей

Процедура крайне важная и нужная, но не без проблем. На сегодняшний день о ней знают не все предприниматели, и не все бизнес-ассоциации в ней участвуют. Проекты новых нормативных правовых актов (НПА) размещаются на официальном портале ОГВ. 
Вроде бы открыт доступ всем желающим, но их, к сожалению, немного. Рассылка проектов осуществляется в адрес предпринимательских организаций, которые созданы в основном по отраслям, среди них отсутствуют целые группы бизнесов, например, представители розничной торговли, бытового, транспортного обслуживания. Таким образом, охват получается небольшой. 

Бизнес-ассоциации не всегда подходят к ОРВ достаточно активно и ответственно. В связи с этим в 2014 году были прецеденты, когда в уже принятых законах и НПА бизнес обнаруживал существенное ухудшение своего положения. В качестве примера можно назвать нормы республиканского закона о налоге на имущество организаций и решения Улан-Удэнского городского совета депутатов о налоге на имущество физических лиц, отнесенное к торгово-офисной и деловой недвижимости, от кадастровой стоимости. В итоге в текущем году пришлось вносить поправки, ставки налога были существенно снижены. 

Вторая проблема — обратная связь с разработчиком. Участникам процедуры ОРВ не всегда известно, учтены ли их предложения и замечания, какова окончательная редакция проекта НПА. Для устранения отмеченных выше недостатков мною было предложено создать постоянно действующий экспертный совет при Минэкономики Бурятии по оценке регулирующего воздействия и экспертизе проектов НПА. Надеюсь, это позволит решить названные проблемы и повысить эффективность процедур ОРВ.

1.jpg





Социальные комментарии Cackle
^