17.07.2015
Регулирует ли государство цены на продовольствие?

Как известно по экономической теории, цены делятся на рыночные (свободные) и регулируемые. Первые — это цены, свободные от прямого ценового вмешательства властных структур. Уже 25 лет в России действует именно такой, рыночный механизм формирования цен, основанный на законе спроса и предложения.

Однако, несмотря на это, государственное регулирование цен на продукты питания всё же существует. 

Татьяна Эрдынеева, начальник организационно-аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия:

Эрдынеева.JPG

«Согласно Закону о торговле (№ 381-ФЗ), государство имеет право сдерживать цены только на продукты, включённые в определённый список социально-значимых товаров. Министерство экономического развития России инициирует введение предельной торговой надбавки, если в каком-либо из субъектов РФ наблюдается устойчивый рост цен более чем на 30%. Сдерживание цен в этом случае возможно лишь на срок не более 90 дней. Вместе с тем, эксперты считают данный механизм государственного регулирования нецелесообразным, так как он препятствует развитию конкуренции и способен значительно демотивировать участников рынка. С момента принятия Закона о торговле в 2009 году данную санкцию в России ещё не применяли».

Постоянным мониторингом розничных цен в республике занимается Министерство промышленности и торговли Бурятии. С августа 2014 года во всех районах в различных торговых точках контролируются минимальные и максимальные цены по 40 видам продукции. Мониторинг проводится еженедельно.

Алексей Оловянников, заместитель министра промышленности и торговли Республики Бурятия: «ЦЕНЫ СНИЖАЮТСЯ»

Оловянников.jpg

«Рост цен сейчас никому не выгоден — ни рознице, ни оптовикам, ни крупным торговым сетям. Рынок у нас в регионе весьма конкурентный и резкий переток покупателей от одной торговой сети к другой никому не нужен. С марта текущего года в Бурятии отмечается даже некоторое снижение цен на группы товаров, которые максимально подорожали в ноябре-декабре 2014 года. Это обусловлено рядом причин: изначально цена на тот или иной продукт была завышена из-за скачка курса доллара, а нередко просто спекулятивно; снижается покупательская способность населения — падает спрос, а за ним и цена. А задача сетей — расшириться, обеспечить постоянный платежеспособный спрос, увеличить ассортимент товаров и услуг, в том числе за счет снижения цен»

Динамика цен.jpg

По словам Алексея Оловянникова, главное внимание при осуществлении мониторинга уделяется даже не ценовым показателям, а наличию товаров, отсутствию их дефицита. При росте цен большим искушением для оптовиков и ритейлеров становится корыстное желание придержать товар на складах и базах, чтобы после продать его подороже.

Алексей Оловянников: «Помните тот случай, когда прошел слух о повышении цены на сахар и люди пришли в магазины ночью и буквально смели все с полок. Но, надо отдать должное нашим торговым сетям, утром товар снова появился на полках, и нам удалось избежать ажиотажного спроса. Самое главное, что ассортимент товара есть».

В связи с продуктовым эмбарго были опасения, что с прилавков исчезнет ряд товаров. Но этого не произошло. На сегодняшний день в Бурятии все продовольствие есть в наличии, товары одних стран-производителей замещены другими поставщиками.

Алексей Оловянников: «Мы планировали заключить с торговыми сетями соглашения о сдерживании цен на продукты питания из списка социально значимых. Но УФАС России предостерег нас о недопустимости заключения подобных соглашений, ведь у нас нет законных полномочий регулировать торговую надбавку. И сейчас в регионах, где подобные соглашения были подписаны, антимонопольная служба предлагает их отменить потому, что они влияют на конкуренцию»

На предмет обоснованности повышения цен Министерство промышленности и торговли Бурятии совместно с УФАС и прокуратурой неоднократно проводили проверки торговых сетей, но нарушений в ценообразовании не выявили. Во всех точках величина розничной торговой надбавки соответствовала росту цен в оптовом звене.

О стабилизации ситуации с ценами в республике говорит и снижение числа звонков на «горячую линию» Министерства промышленности и торговли. За последнюю неделю туда не поступило ни одного сообщения о резком и необоснованном повышении цены на тот или иной продукт. 


Горячая линия.jpg

Бурятское УФАС контролирует оптовиков

Мониторинг оптово-отпускных цен введён в республике с августа прошлого года. По закону, антимонопольному контролю подлежат хозяйствующие субъекты, чья доля на рынке составляет более 35 процентов. В Бурятии таких крупных игроков нет, поэтому еженедельный мониторинг цен проводится в отношении наиболее крупных оптовиков по 13 продуктам питания, кроме того контролируется розничная торговля рыбой. 

Рост оптовых цен более чем на 5% за неделю требует документального обоснования. Осенью прошлого года по поводу цен на свинину проводилась проверка свинокомплекса «Восточно-Сибирский», где были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Однако выяснилось, что предприятие вправе устанавливать экономически обоснованные цены на свою продукцию, так как не занимает на рынке доминирующее положение.

Мониторинг.jpg

Есть ли монополисты в Бурятии? 

Монополистом принято считать предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке. Согласно Закону о регулировании торговой деятельности в России установлен порог доминирования в 25%, он касается хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственных товаров путём организации торговых сетей. В случае превышения 25-процентного порога, торговая сеть не имеет права расширять свои площади для розничной реализации. В Бурятии такую долю имеет только торговая группа «Абсолют» в границах Селенгинского района, далее развиваться на рынке этого муниципального образования она не имеет права. Что касается Улан-Удэ, монополистов в столице пока нет, так что потенциал для развития здесь ещё имеется.




Социальные комментарии Cackle
^