28.10.2015
В Бурятии начался всплеск судов и скандалов из-за самого больного вопроса ЖКХ
Вокруг платежей за ОДН разворачиваются настоящие баталии

Энергетики все чаще проигрывают судебные схватки с несогласными жителями. Жилинспекция объявила «правовую войну» энергетическим компаниям и выигрывает битву за битвой. Новые правила, о которых мало кто знает, начинают реально действовать.

Борьба с отписками

Грабительские платежи за общедомовые нужды все чаще становятся поводом для судебных разбирательств. Впрочем, это для Бурятии совсем не ново. А новшество заключается в том, что теперь жители республики стали выигрывать эти дела.

Более того, к проблеме подключилось и государство. Сегодня жилинспекция объявила правовую войну энергетикам. И тоже отправилась в суд. Причем небезрезультатно.

Совсем недавно жительница Бурятии Екатерина Бужинаева получила на руки решение суда. В нем говорилось, что все платежи, незаконно начисленные ей «Читаэнергосбытом» за ОДН в размере 8 тысяч руб., взысканию не подлежат.

Это решение стало еще одним небольшим вкладом в копилку судебной практики по спорам вокруг ОДН. С каждым таким решением обжаловать незаконные действия поставщиков услуг становится проще.

Правда, для того чтобы добраться до истины, Екатерине Бужинаевой пришлось пройти долгий и утомительный путь. Сначала она обратилась в Роспотребнадзор. Оттуда ее обращение перекочевало в жилищную инспекцию. Там оно тоже не задержалось и было отписано в администрацию Улан-Удэ. В итоге ей пришла обычная отписка: начисления ОДН производились согласно показаниям приборов учета.

- Получалось, что по их ответу - я должна оплатить предъявленную сумму долга, - рассказывает Екатерина Бужинаева.

Халява кончилась

Тогда жительница обратилась за помощью к специалистам. На судебном разбирательстве выяснились интересные вещи.

- По просьбе пенсионерки я участвовала в суде, где выяснила у представителя «Читаэнерго» о том, что в доме у половины жителей старые счетчики, которые уже не являются расчетными. Также выяснила у него, что их показания никто не проверяет, ведь можно, потребив 1000 киловатт, заплатить за 100, - рассказала нам эксперт по данному вопросу, юрист Аграфена Грудинина.

Те жители, у которых не оказалось счетчиков, платили по минимальному нормативу. Отсюда и бешеные суммы, которые повисли на Екатерине Бужинаевой.

Энергетики, прежде чем списывать потребленные киловатты на остальных жителей, должны были провести принудительную установку и замену устаревших счетчиков тем жителям, у которых нет нормальных приборов учета. 

Юрист уверена - заставлять соседей устанавливать приборы учета – обязанность энергетиков и управляющих компаний, но не жителей. А значит, вины Екатерины Бужинаевой в том, что кто-то не работает так, как нужно - нет. Именно к такому выводу пришел и суд, который решил признать претензии «Читаэнергосбыта» необоснованными, а начисления – незаконными.

90 тысяч обманутых

Однако не только жители судятся с ресурсоснабжающими организациями. Недавно жилищная инспекция объявила о том, что и она подала иск против «МРСК Сибири». В нем служба оспаривала незаконные, по ее мнению, прошлогодние общедомовые платежи за электричество.

Как показали проверки, энергетики в сентябре и декабре 2014 года продолжали доначислять плату за электроэнергию. Хотя еще с июня прошлого года они делать этого не имели права. Ведь на тот момент уже пришел новый гарантирующий поставщик – «Читаэнергосбыт».

Жилищная инспекция требовала признать все эти начисления незаконными. И суд опять встал на сторону жителей. Сегодня, как сообщает жилищная инспекция, уже произведен перерасчет по 90 тысячам расчетных счетов.

Но и это еще не все. На подходе еще один иск, также касающийся общедомовых нужд. Но уже к новому поставщику – «Читаэнергосбыту». И этот иск в чем-то схож с историей Екатерины Бужинаевой. Здесь также речь идет о сверхнормативном начислении ОДН потребителям.

- Суть иска была в том, что ОАО «Читаэнергосбыт» производило начисление тем собственникам, у кого были установлены индивидуальные приборы учета. Тем, у кого счетчиков не было, плата за ОДН в платежку не включалась, что, естественно, противозаконно, - говорит руководитель службы Николай Павлюк.

Новые правила

Как выясняется, сегодня у каждого многоквартирного дома должен быть рассчитан норматив – максимальная сумма, которую житель может увидеть в квитанции. Если в расчетке указанна сумма, превышающая норматив, житель имеет полное право вообще отказаться от выплат. Сверхнормативное потребление по ОДН должно быть головной болью «управляшек», а не жителей. 

- Этот норматив определяется расчетным путем. Там есть формула. В настоящее время по этой формуле делает расчет ресурсоснабжающая организация по каждому конкретному дому. Хотя должны делать управляющие организации, - рассказала нам представитель жилищной инспекции Юлия Баторова.

В конечном счете, это правило должно стимулировать «управляшки» вести работу по энергосбережению. Иначе все, что нагорит сверх норматива, ляжет на плечи компании. 

Еще одно правило – плату за ОДН должны собирать управляющие организации, но не ресурсоснабжающие. По этой логике, все исковые заявления, которые получают жители от «Читаэнергосбыта», незаконны. Но и здесь не все так просто.

- Это действует только при наличии договора с ресурсоснабжающей организацией. У нас получается замкнутый круг: у управляющих и ресурсоснабжающих организаций отсутствует договор ресурсоснабжения, поэтому они не начисляют эту плату, - рассказывает Юлия Баторова.

Дорога в суд

Так что же в итоге остается тем жителям, которые видят в платежке заоблачные суммы за общедомовые нужды?

Как рассказала нам Аграфена Грудинина, положительный опыт работы в этом направлении уже есть, причем совсем рядом.

- В Томске томичи обращаются к депутатам гордумы, которые все вопросы по ОДН держат на контроле, почти на каждом их заседании мэр Томска, главы администраций города отчитываются перед ними о том, как выполняется ФЗ об энергосбережении. Там учет начисления ОДН ведется по каждому многоквартирному дому, - говорит она.

У нас же ситуация совсем другая. Чаще всего контроль возложен на самих жителей. Более того, управляющие организации и мэрия часто дают понять, что контролировать, кто из соседей не установил счетчик, – обязанность самих жильцов.

В любом случае, если суммы в платежках вас не устраивают, нужно обратиться за пояснениями к авторам этой платежки – будь то управляющая или ресурсная компания.

Далее – жалобы в жилинспекцию и администрацию. После этого – дорога в суд. Причем, учитывая положительную практику последних месяцев, вероятность выиграть все-таки высока.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

Фото: russianstock.ru
Социальные комментарии Cackle
^