24.12.2015
Бурятский ЛВРЗ уходит в офшоры
Несмотря на кажущееся спокойствие, в ближайшее время предприятие могут ожидать катаклизмы

В скором времени завод окончательно перейдет к новому собственнику. Между тем, в результате этого перехода одно из основных предприятий республики окажется своими корнями полностью в офшорах. И этот факт не может не вызывать опасений. 

Офшорные корни

Процесс смены собственника ЛВРЗ, как нам стало известно, еще не закончен. По нашим данным, уже к концу года «Желдорреммаш» полностью откажется от своего актива, уступив это право иностранным компаниям.

Конечный владелец ЛВРЗ, который сейчас только вступает в свои права, – «ТСМ-сервис», подконтрольный «Трансмашхолдингу».

На сегодня завод уже не считается отдельным юридическим лицом. Он всего лишь филиал «Желдорреммаша». Компания серьезная, с уставным капиталом более 15 миллиардов рублей. Хотя в прошлом году «ЖДРМ» понес убытки – около 150 миллионов рублей. В нынешних условиях – дурной знак.

Четверть акций «Желдорреммаша» все еще принадлежит «РЖД». Остальные 75 процентов – «ТМХ-сервис». Именно эта компания должна подмять под себя завод в ближайшее время. Но насколько заинтересована она в развитии Улан-Удэнского ЛВРЗ?

Нам удалось выяснить, что «ТМХ-сервис» корнями уходит глубоко в офшоры. 75 процентов компании принадлежит кипрской «Тасмонеро Инвестментс Лимитед». Еще 12,5 процента – опять же кипрской «Белвидейл Энтерпрайзис Лимитед». И оставшиеся 12,5 процента остаются в руках ЗАО «Трансмашхолдинг».

Стоит заметить, что ЗАО «Трансмашхолдинг», в свою очередь, на 100 процентов принадлежит «Брейкерс Инвестментс Б.B.», базирующейся в Нидерландах.

То есть ни одного актива, зарегистрированного в России, у будущих собственников ЛВРЗ нет. Это и вызывает опасения насчет будущего нашего завода. 

Избавились от балласта

Несколько лет назад реформа РЖД превратила Улан-Удэнский ЛВРЗ в мячик, который летает от одних ворот к другим. Приход новых собственников уже становился причиной скандалов, связанных с сокращениями, урезанием зарплат, что заканчивалось массовыми протестами рабочих.

В свое время за продаваемые с молотка активы РЖД развернулась битва. В результате заводы, принадлежащие «Желдорреммашу», должны были перейти к «Трансмашхолдингу». А таких заводов по стране немало.

- Всего по России 11 таких заводов, как наш ЛВРЗ. Они оптом их всех продавали – избавлялись от «балласта», оптимизировались. В итоге продали всего семь. Куда делись четыре предприятия - неизвестно. Может быть даже ликвидировались, - описывает итоги этих манипуляций исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии Николай Зайцев.

ЛВРЗ выстоял. Хотя и не без потерь. Недавний кризис на предприятии, завершившийся протестами рабочих, тому подтверждение. Новый собственник еще даже не вступил в свои права, а уже начал радикально менять работу завода.

Нездоровый оптимизм

Впрочем, на ЛВРЗ всеми силами пытаются успокоить и общественность, и госструктуры. По их словам, на заводе все замечательно и никаких сложностей не предвидится.

- Они заверяют, что все прекрасно, что «Трансмашхолдинг» и «Желдорреммаш» – это близнецы-братья, что никаких заморочек не будет – «как работали, так и работаем». Но свежо предание, как говорится. Поэтому мы и обращаемся к правительству, чтобы не на нашем уровне вопрос решался. Это же уровень-то совсем другой, - отметил Николай Зайцев.

Впервые опасения публично прозвучали этой осенью. Тогда Союз промышленников обратился лично к главе Бурятии и присутствующим на совещании министрам с просьбой контролировать процесс. Впрочем, здесь полномочий региональных властей явно недостаточно. А у федералов может быть и свой интерес, отличный от нашего.

Тем не менее процесс уже не остановить. РЖД отказались от ЛВРЗ, передав его в частные руки.

- Наш завод продан. И по условиям реализации предусмотрен постепенный переход к новому собственнику. На сегодняшний день пока нашим предприятием занимается «Желдорреммаш». По условиям, по-моему, в конце следующего года он полностью будет переходить под «Трансмашхолдинг», - рассказывает Николай Зайцев.

«Высосать и выбросить»

Ни политические интересы местных элит, ни интересы работников в данном случае особой роли не играют. Когда в регион заходит иностранная компания, у нее одна цель – получение прибыли. И если для этого придется пойти на жертвы, менеджмент сделает это не задумываясь.

Если же актив не оправдает ожиданий, его просто сольют, не вдаваясь в последствия. И предъявить будет некому: это не госкорпорация «РЖД», которой по определению вменяется социальная функция. Иностранный собственник волен поступать со своим имуществом так, как ему вздумается.

Эксперты в Бурятии на этот счет высказываются аккуратно. Но вероятность печального исхода не отрицают.

- Это уже от собственника зависит. Если собственник заинтересован в развитии предприятия, то он будет и производство расширять, и так далее. Это один вариант. Другой вариант - это вариант «Селенгинского ЦКК». Высосать все и выбросить, - считает Николай Зайцев.

Недавно на ЛВРЗ состоялась экскурсия для школьников. По ходу директор завода Александр Маврин рассказал о том, что завод прошел пик кризиса и особо не пострадал. В первом квартале будущего года ожидается прибыль на уровне 17 процентов.

И опять же ни слова о грядущих слияниях. Молчание руководства завода, назначенного сюда из «Желдорреммаша», мягко говоря, настораживает. Как и их уверенный оптимизм на фоне кричащей о кризисе и бедствиях остальной промышленности Бурятии.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

Фото: "Номер один"
Социальные комментарии Cackle
^