10.02.2016
Продажи автомобилей в Бурятии показывают рекордное падение
Авторынок в глубокой депрессии, на фоне кризиса он буквально обрушился

Только по итогам прошлого года продажи авто снизились на 50 процентов. Люди, пытаясь сэкономить, отказываются от покупки машин, тем самым загоняя рынок все глубже в кризис.

Колоссальный спад

Как считают в минпроме Бурятии, драйвером изменений стало не уменьшение доходов россиян, а ослабление курса рубля, которое сразу же отразилось на стоимости автомобилей и объемах продаж.

Ведь даже те авто, которые собираются в России, содержат большое количество импортных составляющих. И, следовательно, покупаются за доллары. То есть во главе угла – цена на авто.

С таким мнением не совсем согласны продавцы автомобилей в Бурятии. Большинство опрошенных нами дилеров и экспертов в области авторынка считают, что производители максимально стараются сдерживать цены в условиях кризиса. Причина тому – падающий с невероятной скоростью спрос на автомобили.

- В 2015 году по сравнению с предыдущими годами процентов, я думаю, на 30-40 падение произошло. Причина тут одна – кризис. Мы обзваниваем людей, которые планировали покупки когда-то. Все говорят только одно – нет денег, - рассказал нам Евгений Виноградов, старший менеджер «Бурят Моторс Renault».

Именно снижение доходов населения стало причиной такого колоссального падения рынка. Сюда же добавляются кредитные проблемы населения Бурятии. Продавцы на рынке подержанных авто, который испытал не меньшее падение, разделяют такие же упаднические настроения:

- Сейчас спад, конечно, идет колоссальный. Во-первых, нет поступлений так называемых «новых б/у автомобилей», которые везут со вторичного авторынка других регионов в Бурятию. В основном идет продажа в сегменте недорогих автомобилей, где-то в районе 250-350 тысяч рублей. Сегмент уже чуть подороже – стоит, - пояснил ситуацию Михаил Степанов, генеральный директор ООО «БурятПромРесурс», владеющего «Авторынком на Приречной».

Цены в заморозке

Казалось бы, доллар подскочил до небывалых высот, большинство автомобилей на рынке России и Бурятии – иномарки. Следовательно, логическим итогом должно стать повышение цен. И оно, конечно, происходит. Но гораздо меньшими темпами, чем могло бы. А на вторичном рынке вообще наблюдается ценовой застой.

- Наш завод, в отличие от других, в 2015 году цены удерживал. То есть подъем цен был, но не такой, как раньше. Сейчас нам цены оставили такие же, как в 2015 году. Раньше цены поднимались сразу с начала года, - рассказывает Евгений Виноградов.

Тем не менее рынок новых авто не может надолго замораживать цены. И, в конечном счете, повышение происходит. Хотя и не такими темпами, как растет курс доллара.

- Пока у нас цены сохраняются на уровне 2015 года. У нас еще сохранились скидки хорошие. Но сейчас, с выходом продукции 2016 года, будет наценка. Она будет зависеть от модели. В среднем – 40-50 тысяч рублей, - говорит Андрей Карбаинов, руководитель отдела продаж «Автоцентра на Шаляпина», официального дилера Mitsubishi в Бурятии.

Что касается «вторички», то цены значительно выросли только на элитные авто. А этот сегмент, как мы помним, «впал в кому». Цены же на бюджетные авто оказались заморожены. Вырасти им не дает низкий спрос.

Кредитное неравенство

Немаловажной составляющей при формировании спроса остается кредитная политика банков. В отношении новых авто, по заверению дилеров, она более чем лояльна. По сравнению с предкризисными годами произошло смягчение условий кредитования.

- Кредитные условия у нас даже улучшились. Если раньше было 12,9 процента на пять лет, то сейчас 9,9 процента, - говорит Евгений Виноградов.

Однако население Бурятии на сниженные ставки по автокредитам реагирует не слишком активно. Здесь роль играет не столько снижающийся спрос на автомобили, сколько высокая закредитованность жителей республики.

- Ставки снижаются по возможности, но население менее охотно берет кредиты, потому что высокая закредитованность. Уже нет возможности оплачивать новые кредиты, - уверен Андрей Карбаинов.

Впрочем, банки проявляют лояльность только по отношению к сегменту новых автомобилей. Видимо, с подачи производителей. «Вторичка» такими успехами похвастаться не может. 

- Многие банки вообще отказались от этого вида продукта, другие ужесточили требования по одобрению кредитов. К тому же, из-за того, что выросла ставка по кредитам, многие желающие приобрести автомобиль просто отказываются, понимая, что ежемесячный платеж очень высокий, - описывает ситуацию Михаил Степанов.

Таким образом, в плане кредитных ресурсов вторичный рынок сильно проигрывает. Несмотря на это, по информации минпрома республики, жители Бурятии все-таки отдают предпочтение подержанным авто.

Экономия в приоритете

Это связано, в первую очередь, с ценами. Ведь новые машины в автосалонах стоят сегодня от 500-600 тысяч рублей. Тогда как подержанную иномарку можно купить в пределах 250-350 тысяч. Именно на эту ценовую категорию и приходится основной объем продаж.

Причем наибольшей популярностью пользуются японские автомобили. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», жители Бурятии среди подержанных авто чаще всего отдают предпочтение Toyota Corolla. Эту же марку предпочитают на территории от Дальнего Востока и почти до Урала.

- У нас в основном преобладают японские автомобили. Если приходят покупать «б/ушный» автомобиль, то, конечно, в первую очередь останавливаются на японском автомобиле, потому что он намного надежнее, - говорит Михаил Степанов.

Прогнозы на 2016 год по вторичному рынку эксперты делать не берутся – «дело неблагодарное». Впрочем, отмечается некий оптимизм продавцов подержанных авто, который проявляется в выборе валюты.

- Сейчас положительная динамика в том, что автомобили, которые пригоняют к нам на продажу, пока не переходят на долларовые цены. Это значит, что наши сограждане пока еще рассчитывают, что все будет хорошо. Это говорит о том, что у нас оптимизм пока еще не поубавился. И мы надеемся на лучшее, - отмечает гендиректор «Авторынка на Приречной».

«УАЗик» в лидерах

Сместились приоритеты и у тех, кто покупает авто из салонов. По сравнению с предыдущими годами объемы продаж сместились в сторону бюджетных, экономичных автомобилей.

- Люди все чаще стараются приобретать автомобили классом ниже. Раньше человек, который хотел и мог приобрести Pajero Sport или Pajero IV, сейчас покупает Outlander - классом пониже, поэкономичнее, - констатирует Андрей Карбаинов.

По данным того же агентства «Автостат», в 2015 году среди новых автомобилей самым популярным стал Hyundai Solaris. Минпром Бурятии добавляет, что также среди лидеров продаж - Renault Duster, Renault Logan, Nissan Almera, Nissan Terrano, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail.

Вообще, в Бурятии за прошлый год было продано 1189 новых автомобилей. Это чуть больше половины от показателя предыдущего года.

Причем, как ни странно, рейтинг самых продаваемых марок авто возглавили отечественные: «УАЗ», на который приходится около 20 процентов от всех проданных машин, и «Лада», чья доля – чуть более 18 процентов.

За ними следуют такие производители, как Hyundai, Renault, Mitsubishi, Volkswagen, GAZ LCV, Chevrolet, Ford и Chery. Среди аутсайдеров – Opel, SsangYong, FIAT, Lifan, Daewoo. Их доля продаж - от 0,8 до 0%.

Пик роста продаж на республиканском рынке авто в прошлом году пришелся на весну-лето. Будет ли подобный рост в этом году, эксперты прогнозировать не берутся. «В лучшем случае все останется на уровне 2015 года», - печально констатируют они.

Примечательно, что дикое падение продаж происходит на фоне немалой поддержки со стороны государства. Сегодня действуют программы утилизации и trade-in, субсидирование автокредитов, программа льготного автолизинга, субсидирование покупки автомобилей для органов власти и субсидирование покупки регионами газомоторной техники.

По всей видимости, стимулировать автомобильный рынок сегодня бесполезно. Пока страна не выберется из кризиса, пока население снова не начнет прилично зарабатывать, продажи авто будут оставаться где-то на уровне бордюра.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
Фото: "Номер один"
Социальные комментарии Cackle
^