12.02.2016
Букет проблем: вся правда о цветочном бизнесе в Бурятии
Впереди самые «цветочные праздники» - День влюбленных и 8 марта

Улан-Удэ снова утонет в благоухании всевозможных букетов, баснословное количество денег люди потратят на мимолетную живую красоту. Благо сегодня в нашем городе цветочные павильоны можно найти буквально на каждом шагу. Неужели кризис никак не сказался на этой «букетной» сфере? Как выясняется, закулисье «тихого» цветочного бизнеса - далеко не такое безоблачное и безобидное, как нам кажется. 

«Эволюция» цветочников

О «цветочниках» в России писали немало. В этой красивом, казалось бы, бизнесе есть все: мафия, кровавая конкуренция, теневые соратники в правительстве, нечистоплотные интриги. Казалось, что в такой провинции, как Бурятия, таких коллизий быть не может. И только сами предприниматели знают, что творится внутри этой сферы. 

Наверное, все помнят, как торговались с бабушками на «пятачках» за дачные цветы, чтоб подарить кому-то букет в редкие праздники. И как по особым дням заходили в пафосный торговый дом «Юбилейный», где на ароматном первом этаже можно было купить хотя бы один цветок близкому человеку. Денег в девяностые не было, выбор был скромный. Самолетом через Москву из Ташкента и других городов постсоветского пространства везли гвоздики и хризантемы. Потом популярными стали розы…

Через десять лет, когда среднестатистический улан-удэнец встал на ноги, ароматный бизнес стал по-настоящему прибыльным. Появились такие фирмы, как «Магнолия», «Жасмин», «Флора-дизайн».

Интенсивное развитие рынка совпало с началом массового импорта из-за рубежа. Цветы стали доступным товаром. По оценке аналитиков, объем удовлетворенного потребительского спроса на свежие цветы, как минимум, удвоился. Правда, еще за десять лет на рынке произошел переворот. Из цветочников-пионеров выжили немногие.

- Теперь из Голландии и Эквадора можно заказать любую позицию, а магазинчики с цветами на каждом шагу. И это несмотря на экономический кризис. С одной стороны, это замечательно, казалось бы, появилась конкуренция. Однако здоровая конкуренция со временем завяла. В Улан-Удэ зашли крупные фирмы с агрессивной политикой, - делится с «Номер один» своими наблюдениями один из «долгожителей» улан-удэнского цветочного рынка.

Ситуация коренным образом изменилась после прихода крупной красноярской цветочной сети «Крона».

- Может быть, вы заметили, что во многих магазинах разных фирм вы видите одни и те же цветы, по одним и тем же ценам. У нас большинство салонов, даже крупных закупают цветы у своего же конкурента-гиганта, ведь это быстро, не хлопотно, и цветы можно закупить в долг, - отмечает эксперт.

Миллиард рублей в год

По некоторым данным, порядка 90 % цветочных магазинов работает именно через «Крону», чья розница заполонила город. Их понять можно: зачем рисковать, заказывая цветы напрямую из той же Голландии и перечислять предоплату за кота в мешке? Но такой массовый отказ от работы с другими поставщиками влияет на предложение и цену.

Параллельно с этим по городу то и дело стали появляться большие цветочные павильоны у дороги и в других людных местах, которые могут выручить вас в любое время суток.

- Торговых точек становится больше, они душат других бизнесменов. Самое забавное, что прибыль у этих же точек минимальная, ведь покупателей из-за их роста больше не становится. Очевидно, что они просто хотят остаться на рынке одни. Так и начинается монополия, - считает наш собеседник. 

Масштабы такой тенденции грандиозны. По информации нашего источника, в цветочном бизнесе в случае появления одного абсолютного монополиста в Улан-Удэ в месяц можно будет реализовывать две фуры цветов по 500 коробок. Произведем несложные подсчеты: в каждой коробке в среднем четыреста стеблей, цена на средний цветок при монополисте от 140 рублей вырастет до 250. Таким образом, в месяц реализация только в Улан-Удэ смогла бы приносить монополисту сто миллионов. И, соответственно, более миллиарда в год.

Учитывая, что напрямую у поставщика цветок закупается в три раза дешевле, ясно, чем выгодна монополия. Добавляя к этому тот факт, что монополист в особой манере будет диктовать цены на праздники и вряд ли будет заботиться о расширенной линейке, мы получаем вполне реальное советское будущее.

Кстати, эксперты отмечают, что по продаже горшечных цветов «Крона» также впереди. Федеральная компания «7 цветов» своим появлением не сильно разбавила рынок. 

Выбрать товар в «Инстаграмм»

Цветочники призывают улан-удэнцев, несмотря на то что их товар относится к подвиду импульсных покупок, выбирать подарок любимому человеку более тщательно и не зацикливаться на одной и той же торговой точке. Потому что знакомство с цветами только начинает развиваться, а цветы - это все-таки целая культура, а не просто бизнес.

Сегодня в столице Бурятии пока еще можно найти цветы на любой вкус и цвет. И, несмотря на кризис, этот товар пользуется спросом.

- Мужчины покупают цветы, женщины - мужчинам, и даже мужчины - мужчинам, - рассказывают «Номер один» в одном из цветочных магазинов. - Самый ходовой цветок, несмотря ни на какие изыски - красная роза. Человека переубедить трудно. Букеты сегодня выбирают недорогие, но у обеспеченных покупателей средний чек достигает и более десяти тысяч.

Также сегодня прослеживается тенденция к росту спроса покупателей на сопутствующие виды услуг. Будь то доставка, дизайн, комплексное оформление торжеств и так далее. В цветочных салонах можно встретить букеты в виде игрушек, букеты в «шляпках», коробочках с «макарунами» и другими сладостями. Все чаще примеры своего товара салоны выставляют в соцсетях, включая ориентированный на изображения «Инстаграмм».

Марьяна Сафина, «Номер один».
Фото: "Номер один"
Социальные комментарии Cackle
^