21.02.2016
Почему дети не хотят учиться?
Зачастую родители сами развивают у ребенка неприязнь к школе

С проблемой нежелания ребенка учиться сталкиваются многие родители. Они грешат на его лень и безответственность, пугают, угрожают или наказывают, но все безрезультатно – ребенок ни в какую не хочет учиться. Психолог Игорь Бадиев уверен: если вы хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием учился, не превращайте учебу в наказание.

Не упустить момент

– Игорь Валерьевич, давайте поговорим сегодня о насущной для многих родителей проблеме – как заставить ребенка учиться? 

– Эта проблема действительно серьезная. Для начала давайте разберемся, почему ребенок может хотеть учиться? Важно знать, что по природе своей ребенок любопытен, мотивация на получение новых знаний в нем заложена изначально. С раннего детства ему все интересно, и мы должны прекрасно понимать, что своими реакциями на детские вопросы мы начинаем формировать его познавательную мотивацию. Например, ребенок спрашивает: «А почему трава зеленая? Почему небо голубое? Почему вода жидкая?». 

Когда мы объясняем ему, как устроен мир, удовлетворяем его потребность, ему хочется узнавать новое все больше и больше. Но зачастую взрослые в силу своей занятости не понимают важности этого момента, ведь гораздо проще сказать ребенку: «Не знаю» или «Отстань, не приставай с глупыми вопросами». В результате у ребенка формируется понимание, что узнавать новое – это что-то плохое, за что могут поругать. Очень часто именно здесь кроются истоки школьных проблем в обучении. 

Дальше – больше: ребенок идет в школу, и проблема негативной мотивации в обучении  становится актуальной. Родители задаются вопросом –  как же заставить ребенка хотеть учиться? Вслушайтесь в вопрос – «заставить хотеть». Заставить учиться родители могут, но будет ли ребенок хотеть учиться – не факт. 

Как родители заставляют ребенка учиться? Через наказание – «если ты не сделаешь уроки, ты будешь наказан». Таким образом формируется негативное отношение ребенка к обучению: «Учеба – это источник наказания. И даже если я чего-то не понял, меня все равно накажут». Согласитесь, обучение – процесс сложный, и, как любая сложная деятельность, не всегда сразу увенчается успехом. На пути бывают и поражения, и неудачи – это нормально. Однако из-за страха наказания учеба не приносит ребенку удовольствия, познавательная мотивация не формируется. 

Деньги за оценки развращают

Очень часто можно встретить учеников, которые в школе были отличниками – они хорошо учились, но из страха наказания. Окончив школу и институт, старательный ученик с облегчением забывает годы учебы как страшный сон, ведь его уже никто не заставляет учиться. И он неожиданно для всех идет работать не по специальности и занимается тем, чем он действительно хочет заниматься. К чему лежит душа, к тому, что вызывает интерес, положительные эмоции. Потому что это ему интересно.  

– Может ли он пользоваться теми знаниями, которые он так старательно получал?

–  Встает вопрос: чему же он в итоге научился? Он научился получать положительные оценки. Имеет ли какое-то практическое применение в жизни умение получать пятерки в школе? Конечно же, нет. Все те знания, которые он так старательно добывал тяжелым трудом, оказываются невостребованными. Мы научили ребенка зарабатывать оценки, но не более. Задача образования – не дать фактические знания, а научить человека самостоятельно добывать новые знания. Однако часто в школе оценивается не это, а материал, который давался на уроке. В итоге ребенок выбирает наиболее простой способ – делать то, что оценивается, не выходя за рамки школьных уроков.    

Именно поэтому важно, как мы мотивируем ребенка на учебу. Сейчас очень распространено такое явление, как материальное поощрение за хорошую учебу. Получил пятерку – на тебе денежку. Но за что мы поощряем ребенка?

– За оценки?

– Верно. Ребенок раз получил купюру, два, три – в итоге мотив учебы устоялся, и этот мотив – материальное поощрение. В психологии устоявшийся мотив рассматривается как личностная черта, которая начинает генерализовываться, распространяться на другие виды деятельности. И если за выполнение домашнего задания ребенку дают 50 рублей, значит, за уборку в доме его тоже вознаградят материально. Так формируется личность.  Он делает что-то только для того, чтобы получить материальную выгоду. При этом познавательный мотив отсутствует, учиться ему не интересно. 

– Посоветуйте родителям, как вести себя с ребенком, у которого погас интерес к учебе.

– Первое, что необходимо понимать, – ни в коем случае мы не должны наказывать ребенка за неуспехи в учебе. Наказывая, мы формируем негативное отношение к учебе. Ребенок не должен бояться совершать ошибки. И уж ни в коем случае учеба не должна превращаться в наказание. Это тоже достаточно распространенный метод воспитания среди родителей. Как бывает? Ребенок нашалил – иди, делай уроки. Шумит – садись за учебу. Применять учебу в виде наказания – изначально превращать ее во что-то неприятное.  

Все внимание на успехи

Для того чтобы ребенок захотел учиться, надо поощрять его познавательную деятельность. Нужно показывать ему, что учиться – это хорошо, приятно, весело. Чтобы он чувствовал вкус успеха. Это очень важно. Когда ребенок в чем-то успешен, он чувствует себя увереннее и сильнее, ему хочется этим заниматься, развивать свой успех. Необходимо, чтобы родители и педагоги замечали этот успех и поощряли его – хвалили за конкретные достижения, пусть маленькие, но достижения. Например:  «Ты еще вчера этого не знал, а сегодня, посмотри, знаешь! Молодец!»  

– Некоторые родители заставляют ребенка учиться, пугая – «не будешь учиться, вырастешь и пойдешь в дворники (посудомойки)». 

– Мы, взрослые, понимаем, что знания пригодятся нам в будущем, но ребенка это никак не мотивирует учиться. Любого человека больше мотивируют те цели, которые лежат ближе всего. Для ребенка фраза «не будешь учиться – станешь дворником» – это что-то, что произойдет не с ним или не случится вовсе. Это особенность детского восприятия времени. Мотивирует ближняя цель. Рекомендуется, чтобы эти цели для разного возраста укладывались в разные временные рамки. Например, если сказать первокласснику: «Если ты будешь хорошо учиться полгода, то мы поедем на каникулы в Диснейленд, он не поймет, для него это очень далекая цель. А если сказать: «Ты сегодня хорошо отучишься, и мы с тобой мультики посмотрим» – это ему уже понятно. Ребенку постарше цели задаются подальше, и так далее. Кстати, так мы учим ребенка выстраивать планы.

Вообще же, для того чтобы понять, что происходит с ребенком, нужно вспомнить, почему мы так делали в детстве. Почему я не хотел учиться? Может быть потому, что и мне было не интересно? Меня ругали за двойки, и я боялся совершить ошибку? Надо ставить себя на место ребенка, не наоборот.  

– Личный пример родителей тоже мотивирует на учебу?

– Есть распространенная фраза – «Детей воспитывать бесполезно. Воспитывайте себя, дети все равно вырастут похожими на вас». Если ребенок видит, что родитель относится к учебе отрицательно, ему ничего не интересно, то и ребенок точно так же будет относиться к учебе. Если в семье никто никогда не читал книг, трудно ожидать, что ребенок станет большим книголюбом. 

– Сейчас многие родители ругают Интернет, который отвлекает детей от учебы… 

– Интернет ругают, не понимая, что это лишь орудие, и как его использовать, зависит только от нас. Это очень хороший инструмент для развития ребенка. Однако как бывает? Родители жалуются, что ребенка не оторвать от компьютера, книги он не читает, учиться не хочет. Но ведь вы сами когда-то сделали компьютер способом чем-то занять свое чадо,  «чтобы не мешал». Ребенок требует постоянного внимания, он подходит к родителям – «мама-папа, давайте поиграем, почитайте мне книжку», в ответ родитель дает ему планшет – «на, посмотри мультики». В итоге у мамы-папы появляется два часа свободного времени. И ничего удивительного, что через какое-то время родители уже не смогут оторвать ребенка от планшета. Потому что они сами когда-то «подсадили» его на гаджеты. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».  
Фото: pixabay.com

Наша почта pismo77@inbox.ru  
Социальные комментарии Cackle
^