07.05.2016
Откуда берутся маньяки и извращенцы?
Почему детей нельзя наказывать за «сексуальное» поведение

Закрытая для многих родителей тема секса может стать запретным плодом для их ребенка. Если в подростковом возрасте грамотно и деликатно не рассказать ему основы сексуальной жизни, он узнает о щекотливой теме из Интернета или от друзей. И это не лучший вариант.

«Родителям стоит в первую очередь позаботиться о собственном сексуальном воспитании, и тогда они смогут нормально и спокойно донести это до ребенка», - уверен психолог Игорь Бадиев.  

Основы удовольствия

- Игорь Валерьевич, давайте сегодня коснемся волнительной для многих родителей темы, связанной с «сексуальным» поведением детей, когда они трогают свои гениталии, имитируют половой акт. 

- Так называемое сексуализированное поведение детей действительно очень беспокоит родителей. Давайте разберемся в этой достаточно табуированной теме. Для начала выясним, как в норме происходит процесс психосексуального развития человека. Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд во главу угла ставил сексуальное влечение, и в зависимости от того, от чего ребенок получает удовольствие, выделял несколько стадий сексуального развития. 

Первая стадия – оральная. Она длится от рождения до года, в этом возрасте ребенок получает удовольствие от сосания, которое выступает единственным источником наслаждения - удовлетворения потребности в еде. Именно поэтому маленькие дети все тянут в рот, чтобы попробовать на вкус. На второй стадии – анальной – ребенок получает удовольствие от сдерживания дефекации. В этот период с года до 3 лет происходит приучение ребенка к горшку, он научается контролировать процесс дефекации. 

С трех лет начинается фаллическая стадия – ребенка интересуют вопросы его половой принадлежности, отличия мальчика от девочки. Его внимание фиксируется на гениталиях. В этом возрасте идет процесс познания своего тела - происходят первые опыты мастурбации, дети показывают друг другу свои гениталии. Отмечу, что в этом возрасте происходит активное начало становления личности ребенка, усвоение им первых социальных ролей, и без определения своей половой принадлежности идентификация в полной мере это происходить не может. 

С момента поступления ребенка в школу наступает латентная стадия. Вопросы, касающиеся половой сферы, отходят на второй план, уступая место учебе. С начала полового созревания (подросткового возраста) начинается генитальная стадия, которая продолжается до самой смерти. Именно здесь появляется интерес к сексуальности, подросток может получить реальное сексуальное удовольствие от физической близости, и мастурбация здесь выступает уже в качестве самоудовлетворения.   

«Руки на одеяло!»

Рассмотрим младший возраст. До сих пор воспитатели в детских садах, укладывая детей спать, говорят им: «Руки на одеяло» - чтобы малыши не трогали себя. Попробуем разобраться, что же волнует взрослых? Их тревожит заинтересованность ребенка своими и чужими гениталиями. Взрослые объясняют такое поведение «сексуальной озабоченностью» ребенка, на самом же деле ребенок не получает от мастурбации собственно сексуального удовольствия. В действительности такое поведение детей – это нормально. Идет процесс познания своего тела, и ничего страшного в этом нет. Другой вопрос, когда эта заинтересованность становится чрезмерно выраженной. Это показатель недостатка любви и внимания, таким образом ребенок компенсирует недостаток ласки, объятий, тактильных ощущений, которые ему так необходимы. 

- Как правило, родители не понимают причины такого поведения, и ругают детей.

- Даже наказывают их за это. Такая жесткая реакция родителей может иметь серьезные последствия. Уже во взрослой жизни ребенок может столкнуться с различными проблемами в сексуальной сфере. Потому что все, что ниже пояса, станет для него строгим табу, выразить свою сексуальную энергию адекватным способом он не сможет. 

Вспомните начало 20 века, когда тема секса была табуирована. На фоне строгой морали и отрицания сексуальности у огромного числа людей возникали психосоматические заболевания: сексуальное влечение есть, но выражать его нельзя, из-за этого «непристойные» мысли начинают вытесняться. Человек настолько сильно боялся выразить свою сексуальность и подавлял ее, что эта скопившаяся энергия бессознательно прорывалась на физический уровень. Глухота, слепота, паралич при полном физическом здоровье – Фрейд описывал множество случаев вытеснения сексуальной энергии. Встречались даже случаи ложной беременности, хотя все признаки говорили в ее пользу. 

Не навреди

В нарушении естественного процесса психосексуального развития Фрейд видел причину разных сексуальных извращений, их огромное количество, например, эксгибиционизм. 

Дело в том, что сексуальная энергия человека, не имея возможности быть удовлетворенной естественным путем, находит выход где-то в самом неожиданном месте. Поэтому человек не может получить удовлетворение от обычного секса и получает его каким-то другим способом, например, через демонстрирование другим своих половых органов. 

- Серийные сексуальные насильники тоже отсюда? Они ведь получают удовольствие от насилия над жертвой?

- Да. Мало того, по Фрейду даже характер человека может зависеть от того, как проходил процесс психосексуального развития. Фиксация на определенной стадии может повлиять на формирование характера. Например, если человек фиксируется на анальной стадии, то он становится жадным, педантичным. На оральной – ему присущи болтливость, легкомысленность. 

Поэтому естественно, когда родители начинают жестко реагировать на такое сексуализиваронное поведения ребенка, последствия могут быть достаточно печальными. Реакция взрослого должна быть очень взвешенной, по принципу «не навреди». Дело в том, что взрослый человек, видя поведение, которое он воспринимает как сексуальное, на самом деле проецирует на ребенке свои представления о приличном-неприличном и мотивы совершения этих действий. 

Если взрослый видит, как ребенок имитирует половой акт с игрушкой, какие мысли у него возникают? «Ребенок развит не по годам, у него гормоны играют, он стремится удовлетворить свою похоть», - думает он. В реальности у ребенка нет этой похоти, либидо еще не созрело, нет гормонов, и сексуального влечения маленький ребенок еще не испытывает. Вопрос – почему он себя так ведет? Чаще всего ребенок просто копирует то, что он где-то видел. 

Сексуальная озабоченность подростка – это нормально

Подростковый возраст – это возраст, когда интерес к сексуальной сфере, взаимоотношению полов начинает доминировать, и это с точки зрения физиологии закономерно. В этот период человек уже способен получать сексуальное удовольствие на физиологическом уровне. И вот тут-то необходимо нормальное, адекватное просвещение по сексуальным вопросам, чтобы исключить формирование искаженных представлений о сексе. 

Задача взрослых состоит в том, чтобы не делать тему секса запретным плодом, ведь что запретно, к тому и тянет. Откуда подросток начнет черпать информацию, если у него нет достоверного нормального источника, который бы мог рассказать о сексе? Конечно, из Интернета - там все покажут, но покажут не взаимоотношение полов, не то, для чего нужен секс, не его физиологические, социальные функции, а что? Покажут секс как продукт потребления. И первое, на что подросток наткнется в Сети, – на порнографию. 

Опасность заключается в том, что в результате у подростка может начать формироваться неадекватное представление о сексуальной сфере, потребительское отношение к сексу, к противоположному полу. Это чревато проблемами, начиная от незапланированной беременности - ведь в порноролике никто не говорит, что секс может привести к беременности, - и заканчивая формированием отношения к сексуальному партнеру как к источнику получения удовольствия. Соответственно, в дальнейшем выстроить нормальные, серьезные и здоровые отношения ему может быть трудно.

- Где же подросток может получить адекватное просвещение – дома, в школе?

- Это проблема. Начнем с того, что наши реалии таковы, что дома ребенок не может получить адекватную информацию о сексуальной сфере, потому что родители в этом плане оказываются достаточно некомпетентны. Огромное количество родителей не сведущи в элементарных вопросах - как происходит процесс зачатия, что такое овуляция, какими путями передается СПИД. Парадокс - мы знаем, как размножаются цветы, и мало, что знаем о своем организме. 

Мое личное мнение – чем больше человек знает, тем больше он вооружен и защищен. Если мы вооружаем человека знаниями, что от секса могут быть дети, что секс первоначально не для удовольствия, а для размножения. Что через половой акт передаются множество заболеваний, в том числе и неизлечимых, и как можно это предотвратить, мы только вооружаем человека. 

Родителям, наверное, следует озаботиться своим собственным сексуальным воспитанием: насколько наше представление о сексе адекватно действительности, или у нас есть определенные искажения – излишняя табуированность в этом вопросе, или, наоборот, распущенность. Если мы это поймем, то мы сможем нормально и спокойно донести это до ребенка.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу pismo77@inbox.ru
Фото: pixabay.com
Социальные комментарии Cackle
^