12.05.2016
Попали под замес: улан-удэнцы увлеклись гончарным ремеслом
В городе все больше желающих в свободное время что-то мастерить своими руками

Резьба по дереву, кузнечное дело, изготовление свечей, мыла - каждый выбирает увлечение по душе. Любопытно, что в последнее время все больше желающих научиться гончарному ремеслу. 

Издревле гончарные изделия пользовались огромным успехом. Ведь без посуды мы не смогли бы готовить и хранить еду, а без чашек и сосудов - пить воду. Поэтому в давние времена самым востребованным товаром были глиняные горшки, тарелки, чашки и прочая кухонная утварь. Сегодня почувствовать себя гончаром может каждый, достаточно записаться на курсы, которые могут идти от двух дней до 6 месяцев. 

– К нам на мастер-классы приходят самые разные люди, от пенсионеров до школьников. Кто-то узнал из газеты, кому-то подарили сертификат на день рождения. На первом занятии мы учим лепить, а на втором красим готовое изделие, и каждый забирает свой шедевр себе, – говорит администратор студии «Домбо» Анджелина Абрамова. 

По словам девушки, популярность таких творческих курсов объясняется их разнообразием. 

– Каждый выбирает занятие по себе. У нас в студии можно: лепить из глины за столом, то есть вручную. Например декоративные панно, фигурки, лепную посуду. Работать за гончарным кругом – самостоятельно или под руководством мастера создавать гончарные формы: горшочки, кружки, кувшины, тарелки и все, что имеет в основании круг. Или расписывать керамические заготовки фигурки или посуду, которую подготовили для вас наши мастера. А можно просто лепить из глины дома и приносить свои работы к нам на обжиг, – рассказывает девушка. 

Больше всего откликов курсы студии вызвали на «Библионочи», где к гончарному кругу выстроилась внушительная очередь школьников. 

– Глина – это идеальный материал для развития моторики пальцев. Для малышей от 4 до 7 лет подходит только ручная лепка, которая, кстати, дает гораздо больше простора для детской фантазии! А вот с 7 лет можно пробовать свои силы на настоящем гончарном круге, ведь это довольно сложная для маленького ребенка техника, справиться с ней, даже вместе с мастером, очень тяжело, – отмечает представитель «Домбо».

Дом из ваз

Гончарная мастерская – это храм ручного производства, в стенах которого создаются уникальные работы. Глина в руках мастера волшебным образом превращается в настоящие шедевры, которые отображают полет его фантазии. Но этот эластичный материал поддается не каждому, и не с первого раза – у глины тоже есть свой характер и душа, которая может открыться лишь тем, кто действительно желает научиться гончарному мастерству. 

Одним из таких домашних творцов является человек, чья профессия, казалось бы, далека от мира искусства – Лариса Мясищева работает в пресс-службе УФСИН, а все свободное время посвящает гончарному кругу. 

– В молодости я хотела получить профессию керамиста и закончила в Иркутске училище. Но потом вышла замуж, родила детей и пошла работать – сначала в детском садике, потом педагогом в доме творчества, оттуда в милицию, а теперь в УФСИН. Но всегда хотела вернуться к искусству, – рассказывает мастерица. 

Три года назад Лариса решила вспомнить навыки мастера, купила гончарный круг и печь для обжига. Теперь все свободное время она посвящает творчеству и уже заставила весь дом своими шедеврами – керамическими сувенирами в образе Ангары, изящными вазами и сувенирами, свистульками в форме нерпы.  

– Рисую я сама или кто-то подсказывает идеи, иногда ищу вдохновение в Интернете. Стараюсь использовать местный колорит, леплю семейских и бурят, причем стараюсь сделать костюм, близкий к оригинальному, – говорит Лариса. 

По ее словам, гончарное искусство – это не только трудоемкий, но и недешевый процесс. Если три года назад приобрести гончарный круг и печь для обжига можно было за 100 тысяч рублей, то сегодня заказать оборудование обойдется в два раза дороже. При этом большинство своих работ Лариса не продает, а просто раздаривает своим друзьям и родственникам.

– По сравнению с Иркутском в Улан-Удэ искусство лепки из глины и керамика пока только набирают популярность. В первую очередь из-за разницы в возможностях, конечно, финансовых. Например, глину нужно заказывать по Интернету. Плюс краски и глазурь для глины, – отмечает мастер.  

Глина как лотерея

Если у вашего ребенка обнаружится талант в лепке и тяга к глине, то в Улан-Удэ его можно отправить в детскую школу искусств или училище имени Чайковского. Там его умения доведут до совершенства и сделают из ученика настоящего мастера. Одним из таких молодых творцов является Аяна Гергенова, чья персональная выставка открылась на прошлой неделе в кяхтинском музее. Девочка учится в студии керамики в школе искусств № 3, которая открылась четыре года назад. 

За это время ученица Юрия Грачева выиграла два Гран-при на международной выставке «Открытая Европа». На выставке были представлены работы Аяны, выполненные из белой глины, а также в технике живопись, графика, бумагопластика. Дебютанта поздравили руководители школы, одноклассники и, конечно, все родственники. 

– Когда приходишь в первый раз, для тебя глина – это что-то такое ненастоящее, кажется, даже что инопланетное. Начинаешь ее проминать, убираешь все камни, чтобы работа не взорвалась, постепенно привыкаешь, руки к ней привыкают. И ты начинаешь творить. А когда видишь готовый результат, у тебя восторг, – делится впечатлениями Аяна. 

Как говорят мастера, процесс создания изделия из глины - очень интригующий и незабываемый. Это как лотерея – вы начинаете работать над одним проектом, но глина в ваших руках может повести себя самым непредсказуемым образом. И вот в ваших руках появляется нечто совершенно другое. Волшебство, да и только. 

Леонид Григорьев, «Номер один»
Фото: pixabay.com
Социальные комментарии Cackle
^