02.07.2016
Советы психолога: что такое хорошо и что такое плохо
Или чем мы руководствуемся в выборе между добром и злом
На какой стадии нравственного развития вы находитесь? Оказывается, по результатам множества исследований, 90% взрослого населения «застряло» на одной из низших стадий морального развития, когда человек боится совершить плохой поступок не потому, что этим может кому-то навредить или вступить в конфликт с законом. «Он не делает зла, потому что просто опасается осуждения со стороны окружающих», – утверждает психолог Игорь Бадиев.   

Малыши судят по последствиям

– Игорь Валерьевич, в обществе постоянно муссируются рассуждения о нравственности – в школе пишут сочинения на эту тему, старшее поколение обвиняет молодежь в безнравственности. Как же «рождается» нравственный кодекс? 

– Человек не сразу рождается готовой личностью, происходит постепенный процесс его становления, в том числе и в сфере нравственного развития. Как происходит усвоение нравственных норм? Это интересно знать, ведь как часто бывает – взрослые хотят получить от ребенка высоконравственный поступок, в то время как малыш еще не имеет никакого понятия о моральных ценностях. То, как мы объясняем ребенку, почему совершать плохие поступки плохо, является показателем нашего уровня нравственного развития.

Стадиями нравственного развития занимался известный психолог Лоренс Кольберг, он выделял три уровня нравственности, в каждом из которых по две стадии становления морали. Первый уровень – это преднравственный уровень, который охватывает период с рождения до 10 лет. Оговоримся, что возрастная периодизация здесь достаточно условна, потому что нравственное развитие очень тесно связано с интеллектуальным развитием. Так вот, на первой стадии ребенок еще не оценивает явления, поступки и события с точки зрения «хорошо» и «плохо». У него еще нет понятия нравственности как таковой, нет понимания «стыдно – не стыдно». Он оценивает поступки с точки зрения наказания, без учета мотивов. Например, ребенок взял чужую игрушку. Если для него наступили последствия – это значит плохо, а если не наступили – хорошо. 

На второй стадии первого уровня нравственного развития – это младший и старший дошкольный возраст – происходит ориентация уже не наказание, а на поощрение и вознаграждение. Здесь хорошо то, что поощряется. Именно здесь закладываются основы нравственности. На этой стадии у ребенка появляется потребность совершать хорошие поступки, даже когда их никто не видит и не может оценить. Появляется автономная мораль, причем нравственность переживается теперь эмоционально.

– Ребенок получает удовольствие от хороших поступков и плачет из-за плохих?

– Да. Жан Пиаже проводил эксперименты по исследованию становления морали у детей. В одном из экспериментов он садил пятилетнего ребенка на стул, а в отдалении на столе оставлял шоколадку. Говорил: «Ты съешь шоколадку, только если не будешь вставать со стула». После этого экспериментатор выходил из комнаты, оставляя ребенка одного. За ребенком велось скрытое наблюдение. Он думал, что же делать: шоколадку-то хочется. В конце концов, он вставал со стула, брал шоколадку и съедал. Когда в комнату заходил экспериментатор, вместо того чтобы отругать ребенка, он начинал его хвалить – «вот молодец, справился с заданием, не вставал со стула». И что бы вы думали? Ребенок, понимая, что обманул и совершил плохой поступок, начинал плакать и раскаиваться. Он стыдится своего обмана. 

На этот возраст – дошкольный и младший школьный – родителям следует обратить особое внимание, потому как именно здесь идет активное становление нравственности. В общении с ребенком нужно прекрасно понимать, что сейчас вы даете ребенку представление о том, что нравственно, а что нет. Что хорошо, а что плохо. Например, малыш взял чужую игрушку – его слегка пожурили, а когда он разбил вазу, его очень строго наказали. В итоге ребенок понимает, что разбить вазу – это более серьезный проступок, чем взять чужое.    
   
Стадия Перельмана 

Следующий уровень развития нравственности затрагивает возраст ориентировочно с 10 до 13 лет. Здесь нравственным считается то, что нравственным считают другие. Ориентиром в поступках становится не наказание или поощрение, а мнение окружающих значимых людей. Можно или нельзя воровать подаяние у слепого? На этой стадии ответ таков – «если никто меня не осудит за это, то можно. А если осудят – то нельзя». 

Далее, на четвертой стадии, нравственным становится то, что законно. А вот что запрещено, то безнравственно. И теперь на вопрос о краже подаяний ответ звучит иначе – «воровать нельзя, потому что воровство – это преступление». 

Интересно, что Колберг в результате исследований выяснил, что до этой четвертой стадии развития нравственности доходит лишь 10% взрослого населения от 16 лет и старше. Остальные 90% находятся на третьей стадии (из шести!), когда нравственность оценивается с точки зрения осуждения или одобрения окружающими. 

На следующем, третьем, уровне происходит формирование собственных критериев нравственности. Здесь человек оценивает свои и чужие поступки не с точки зрения окружающих, а с точки зрения своего представления о том, что хорошо, а что плохо. На этом уровне пятая стадия характеризуется тем, что нравственность оценивается исходя из понимания прав и свобод другого человека. Здесь плохой поступок – это тот, который ущемляет права и свободы другого человека. 

На самой высокой – шестой – стадии развития нравственность понимается как совесть. Человек, находящийся на этой стадии, способен совершать поступки, которые в его представлении нравственны, но при этом могут принести ему самому вред. Человек ориентируется на собственные устойчивые нравственные принципы, которые легко входят в противоречие с обществом. Таких людей общество, как правило, называет чудаковатыми. 

Вспомните Григория Перельмана, математика, который доказал гипотезу Пуанкаре, но отказался от присужденной ему премии. Обывателям непонятно, почему он так сделал, они называют его нелицеприятными словами, смеются над ним. Но он поступил так исходя из своих нравственных принципов и убеждений, которые вошли в противоречие с обществом. И таких исторических личностей, которые меняли общество в лучшую сторону, немало – вспомните Ганди, Нельсона Манделу. Они жили во благо людей, но во вред себе.   
 
Остановка в развитии 

– Получается, мы судим о нравственности людей исходя из того, на какой стадии мы сами находимся?

–  Например, человек что-то украл. Хороший это поступок или нет? Естественно, кража – это нарушение закона. Мы судим исходя из принципа законности четвертого уровня. Но если знать, что человек украл деньги у преступника и вернул эти деньги пострадавшим? Теперь это поступок нравственный или нет? Вопрос сложный. Только дети оценивают поступки, не учитывая мотивы его совершения. 

– Правильно ли мы понимаем, что в сфере нравственного развития существуют отклонения, результатом которых становятся так называемые «моральные уроды»? 

–  Отклонений как таковых нет, просто человек в процессе становления останавливается на той или иной стадии. Кто-то «застревает» на первом, доморальном, уровне. И с этой точки зрения разницы между успешным бизнесменом, который жертвует на благотворительность миллионы, и вором-домушником никакой. Потому что их поступки обусловлены одной системой принципов – страхом наказания и представлением о собственной выгоде. Перехода на другой уровень не происходит.

– А почему развитие останавливается? 

–  На это влияют многие факторы, в том числе и те, что в принципе формируют личность человека – это среда, семья. Установлена также однозначная связь между нравственностью и уровнем интеллекта. Мы привыкли оценивать людей по их достижениям, и уверены, что богатый бизнесмен и бездомный попрошайка не могут находиться на одном уровне нравственного развития. Ан нет, могут. 

На каком уровне нахожусь я? Что я считаю нравственным? Что меня удерживает от плохого поступка? Вот в чем вопрос. Хороший повод задуматься, не правда ли?     

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».

Фото: pixabay
Социальные комментарии Cackle
^