25.08.2016
Подковерные игры улан-удэнского бизнеса
Местные предприниматели все чаще в качестве устранения конкурентов выходят на тропу интернет-войны

Оставить отзывы

В последнее время в социальных сетях у жителей Бурятии особенно востребованы сообщества с отзывами на товары, сферы оказания услуг и особенно общепит. 

Все просто: пришел клиент в кафе, заказал ланч, но не просто покушал и расплатился, а сфотографировал обед и чек и поделился впечатлениями со всем миром. Вроде бы, что тут плохого? Ведь подписчикам паблика-отзовика будет не лишним узнать о преимуществах или недостатках кафе, чтобы потом не тратить зря свое время, нервы и, конечно, деньги. 

Но не все так однозначно. Львиная доля находящихся сегодня в соцсетях отзывов – анонимные сообщения. Никаких доказательств своей правоты анонимы не представляют – одни эмоции. 

«Магазин (название мы не называем по этическим соображениям. – Прим. авт.), что на проспекте Строителей. Была в шоке от увиденного. Женщина за прилавком, обслужив клиента, собралась мыть полы, взяв голыми руками половую тряпку. Тут же подошли новые клиенты, она все бросает, берет грязными руками целлофановый пакет и выбирает плюшки. Элементарной гигиены нет просто», – пишут в соцсетях «очевидцы».

«Сегодня видела, как уборщица вытаскивала из мусорного ведра контейнеры из-под попкорна и уносила обратно в фудкорт», – рассказывают, конечно, с упоминанием названия кинотеатра, другие пользователи Сети. 

Таких отзывов в бурятских пабликах за день набирается до полусотни. Учитывая, что количество подписчиков одного из сообществ – более 25 тысяч, можно быть уверенным: как минимум треть из них посыл услышат. 

Так, в мае в подобной группе появился отзыв на ужин в одном из улан-удэнских суши-баров. Автор поста гневно сообщал, что прямо в еде нашел таракана, и даже приложил фотографию с насекомым. Запись мгновенно набрала лайки и репосты, не говоря уже о гневных комментариях пользователей. Однако нашлись и те, кто заметил в тексте отзыва явные пробелы. Первое, что вызвало недоумение одной из читательниц паблика, – то, что автор рассказывал об ужине в заведении, а на фото еда была разложена по контейнерам, что характерно для заказа на дом. Второе – на снимке были изображены не те буклеты, которые распространяются в данном суши-баре. А третий факт и вовсе все расставил по местам – картинка с тараканом была скопирована с сайта, не имеющего абсолютно никакого отношения к данному заведению.

К слову, 70% читателей так и не прочли предыдущие комментарии, где изобличался уже автор поста. Люди ограничились ознакомлением с анонимным сообщением, сделали отрицательные выводы и решили, что в заведение «больше ни ногой».

Возможно, владельцам ресторана стоило бы обратиться в полицию и вывести клеветника на чистую воду. Однако практика показывает: вычислить анонима можно, но доказать, что именно он писал конкретный отзыв, весьма затруднительно. К тому же судебная практика на эту тематику в Бурятии отсутствует. Хотя, впрочем, есть один пока еще не законченный пример.

Дойти до суда
 
Война между популярным бурятским пабликом и одним из баров Улан-Удэ ведется уже около полугода. Причина проста: в группе не раз публиковались анонимные сообщения о том, что в конкретном развлекательном заведении нарушаются этические нормы, среди сотрудников и посетителей есть несовершеннолетние, а алкоголь и вовсе «паленый». В связи с этим в конце июня в баре даже внезапно прошли обыски. 

«Вчера в баре состоялась тематическая вечеринка «Маски-шоу», проведенная по мотивам клеветнического поста, – сообщил в соцсетях представитель «опального» бара. – В поисках «бодяги в канистрах» полиция обследовала каждый квадратный сантиметр площади. Но, увы, к чьему-то разочарованию, не было найдено ни самих канистр, ни даже никакого намека на их существование. В подтверждение выкладываем акт проверки. Данный документ является дополнительным доказательством клеветы, распространяемой про наш бар».

В итоге между «противниками» разгорелась настоящая информационная война. В ответ на обвинения, размещенные во «вражеском» сообществе, группа клуба начала публиковать свои опровержения и саркастичные картинки, видео. Руководством даже была организована вечеринка, посвященная виртуальному конкуренту. 

Однако параллельно с шутками был подан иск в суд. Чем закончится этот судебный процесс, пока неизвестно. Но факт остается фактом: интернет-конкуренция переросла в реальное судебное разбирательство. Остается только догадываться, какая кошка пробежала и спровоцировала войну между владельцами виртуального и реального бизнеса.

И это лишь малая толика подковерных интриг улан-удэнских бизнесменов. В центре соперничества – буузные, фитнес-центры, торговые сети и даже частные детсады. Похоже, теперь доверять на слово чересчур откровенным потребителям уже не стоит.   

Александр Соколов, «Номер один»
Фото: pixabay.com
Социальные комментарии Cackle
^