20.11.2016
Тайный язык детей
Как расшифровать поведение своего ребенка

Родительские огрехи в воспитании могут быть не видны сегодня, но будут дорого стоить ребенку спустя годы. Отцу легче схватиться за ремень, чем подумать, почему сын скатился на двойки и пропускает уроки. 

«Проблемы в учебе или поведении школьника могут быть симптомами неполадок в его семье. Не делайте скоропалительных выводов, сначала посмотрите на себя: а что вы, родители, сделали для того, чтобы ваш ребенок стал успешен?» – спрашивает психолог Алена Симонова.

Как помочь трудному ребенку?

– Алена Николаевна, на прошлой неделе мы говорили о том, что скрывается за плохим поведением ребенка. Какими конкретными способами можно помочь родителям, пока не поздно, исправить ошибки в отношениях со своими детьми?

– Если ученик получает двойку за двойкой, если в школе ведет себя вызывающе, то, скорее всего, у него дома не все благополучно. Не надо ругаться, главное – суметь  разобраться, что с ребенком происходит. В прошлый раз мы говорили о том, что неправильным поведением детей движут четыре цели. 

Первая цель – недостаток внимания со стороны родителей, который заставляет искать внимания в школе через агрессию или клоунаду. Вторая цель – это власть. Когда дома ребенка ломают властные родители, он копирует их поведение вне дома. Третья причина негативного поведения – месть. Ребенок поступает плохо, потому что хочет, чтобы тот, кто его обидел, испытал ту же боль, что и он. И четвертая цель – это утверждение своей несостоятельности, потеря веры в собственный успех. Школьник плохо учится или пассивен на уроках из-за того, что боится подтвердить свой статут двоечника. 

Многих родителей и учителей волнует один вопрос: как помочь таким детям? Сначала выясним, почему подростки демонстрируют свои проблемы через негативное поведение? Потому что они попросту не знают, как это сделать иначе. Именно поэтому всякое серьезное нарушение в поведении – это сигнал о помощи. Своим поведением он просит помочь ему, но не все родители понимают эту «азбуку Морзе», предпочитая думать, что ребенка испортила улица или плохие друзья. 

Наша задача – понять причину, которая заставила малыша измениться в худшую сторону. Согласитесь, сложно выяснить, что с ребенком, если он не хочет учиться. Может быть, таким образом он мстит родителям за что-то? Или, может, хочет привлечь к себе внимание, которого ему недостает? Возможно, он потерял веру в успех?  

Истину покажут чувства

Для того чтобы выявить истинную причину плохого поведения ребенка, можно провести простую диагностику – нужно обратить внимание на чувства, которые вы испытываете, когда ваше чадо плохо ведет себя. 

Например, если цель подростка – привлечь к себе внимание, то взрослый обычно испытывает раздражение. Если подоплека детского поведения – противостояние взрослым, власть – например, ребенок ведет себя по-хамски, то обычно взрослый испытывает гнев. При этом родителям хочется ударить ребенка, накричать или оскорбить его. 

Если скрытая причина негативного поведения кроется в мести, то в ответ на выходки подростка у родителя появляется чувство обиды на ребенка. При глубинном переживании ребенком своего неблагополучия, своей несостоятельности в учебе или в общении (а эти сферы перекликаются между собой), у взрослого обычно появляется чувство отчаяния. Он просто не знает, что делать с ребенком, как ему помочь, чтобы он начал учиться. 

– Если взрослые разобрались в своих чувствах, определили, что движет ребенком, что делать дальше? 

– Например, мы узнали, что плохим поведением ребенок просто привлекает к себе внимание. Скорее всего, ему не хватает проявлений любви и ласки со стороны родителей. Ребенок добивается, чтобы мама и папа, наконец, обратили на него внимание. И пусть это внимание будет даже в виде окриков и ругани. Но, конечно, было бы лучше восполнить пробел в любви положительным участием. Это может быть похвала, совместные занятия с ребенком. Например, папа может взять сына с собой на рыбалку, в гараж. 

Отпустить и дать свободу

Если причина плохого поведения диагностирована верно, то подросток прекратит вести себя вызывающе. Допустим, у ребенка цель – показать свою власть или противостоять взрослым, тогда нам нужно спросить у себя, чем же мы, родители, вызвали плохое отношение? Возможно, своим властным поведением, жестоким обращением мы подавляем ребенка как личность? 

Отметим, что в подростковом возрасте не идет борьба за самоутверждение, поэтому со стороны родителей важно уменьшить контроль за делами ребенка. Детям важно накапливать свой опыт проб и ошибок. Школьник уже должен самостоятельно принимать решения, отвечать за поступки, планировать день и личное время. 

– Но многие родители боятся, что снижение контроля негативно отразится на дисциплине ребенка. 

– Если родители опасаются, что пустят жизнь своего чада на самотек, пусть обсуждают с ним его решения, обговаривают последствия тех или иных поступков, ищут пути выхода из проблемных ситуаций. Критику в этот момент хорошо бы исключить из общения с подростком. Важно, чтобы ребенок, пусть и при поддержке взрослого, но сам принимал решения. Тогда его противостояние со взрослыми сойдет на нет. 

Если вы  испытываете обиду на ребенка, то нужно спросить себя – а что заставило вашего сына или дочь причинить вам боль? Чем вы его обидели или постоянно обижаете? Какая боль в душе у самого ребенка? Поняв причину, надо постараться устранить ее. Возможно, мы предвзято относимся к сыну или, может, бьем по его ахиллесовой пяте, регулярно сравнивая его с другими детьми?  

Неспособных детей не бывает

Однако тяжелее всего поддаются коррекции дети, которые отчаялись в своих силах, которые потеряли веру в успех. Такие детки демонстрируют на уроках пассивное поведение. Они не хотят ничего делать – на занятиях сидят безучастно или занимаются посторонними делами. Всем своим видом они игнорируют преподавателя. Другая форма поведения – демонстрация агрессивного поведения. Неуверенные в  себе дети устали быть никем, именно поэтому они в отчаянии могут яростно заявить учителю: «Я ничего не буду делать!».

– А между тем учителя приписывают таким детям и лень, и плохие гены, и отсутствие любых способностей...

– За таким поведением кроется очень серьезная внутренняя проблема ребенка – он боится утвердиться в собственной несостоятельности в глазах одноклассников и взрослых. Он боится при всех еще раз почувствовать провал. 

– Что сделать, чтобы его страх прошел? 

– Нужно поверить в него, подставить ему свое плечо и помочь ребенку найти в себе внутренние ресурсы, способности. Ведь нет детей неспособных. Если ребенок не успевает по математике, он может хорошо рисовать. Нужно посоветовать ему записаться в изостудию. Может быть, на какое-нибудь школьное мероприятие он принесет свою картину. 

Важно помочь ребенку как-то проявить себя. Не любит ребенок считать, но у него склонность к гуманитарным наукам и он любит историю. Нужно поддержать его, порекомендовать написать реферат или помочь ему сделать видеоролик на историческую тему. 

Наша самая главная задача – повысить у ребенка самооценку. Если ребенок будет успешен в одном виде деятельности, то этот успех будет распространяться и на другие сферы его жизни, будь то учеба или активность в общественной жизни. Ребенок будет увереннее в себе. Почаще поощряйте детей, у которых низкая самооценка, хвалите их и помогайте добиваться успеха в близкой ему области. 

Работа над ошибками

Почему-то некоторые родители стыдятся обращаться к психологу. «У нас в семье все нормально» – их распространенное оправдание. На самом деле они боятся показаться перед специалистом в плохом свете. Между тем родителям нужно понимать, что ваше сегодняшнее нежелание решать семейные проблемы может обернуться большими проблемами для детей в будущем.    

Бывает, что в детско-родительских отношениях ребенок исполняет роли, которые негативным образом отражаются на его развитии. Например, часто в семье ребенок играет роль козла отпущения. Он для родителей – объект для отреагирования своих эмоций. Папа вернулся с работы злой – сорвался на сыне. Мама поругалась с папой – сын используется как громоотвод. Случается, родители прямо говорят сыну: «Мы не разводимся только из-за тебя». И если они все-таки расходятся, у ребенка появляется тяжелая психотравма, что именно он явился причиной развода родителей. В итоге у подростка формируется комплекс неполноценности, ненависть к миру. Неудовлетворенность собой перерастает в злость, которая выходит наружу. Именно так формируется личность тирана и агрессора. 

Или роль кумира семьи. Родители называют ребенка «мамино сокровище», «принцесса», «наше все». Им восторгаются дома, и когда он приходит в школу, он начинает требовать, чтобы и здесь к нему относились с восхищением. Он этого не получает и в ответ начинает конфликтовать и агрессировать. Таким образом развивается конфликтная личность, которая не может адаптироваться в социуме.  

Или ребенок-«делегат». Через него семья предъявляет себя как успешную ячейку общества. От ребенка-«делегата» родители ждут воплощения своих несбывшихся надежд. Мама мечтает, что дочь станет певицей, а папа – что дочка займется ушу, как он хотел в детстве. Часто этим грешат молодые, неопытные родители со своим первенцем. В итоге ребенка загружают тем, чем он не хочет заниматься. Но гиперответственность перед родителями за их надежды не позволяет детям сказать им «нет». Как итог – растет тревога ребенка за возможные ошибки и появляется комплекс отличника, который мешает ему наслаждаться жизнью.

Родителям следует провести работу над своими ошибками. Нужно понимать, что те роли, которые они навязывают ребенку, могут очень дорого ему стоить. Если у вашего сына или дочери есть отклонения в поведении или учебе, следует сразу обратиться к психологу.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
Фото: pixabay.com
Социальные комментарии Cackle
^