23.03.2017 в 13:52

Абсолютная выгода Шагдаровой или налоговые похождения миллиардерши

Что стоит за демонстративным отказом «бизнесвумэн» от депутатского мандата
A- A+
Текст: Газета
Абсолютная выгода Шагдаровой или налоговые похождения миллиардерши
После задекларированного в 2015 году личного 13,5-миллиардного дохода бывший политик и меценат Индира Шагдарова (совладелец ТГ «Абсолют») практически сразу же стала демонстрировать поведение, напоминающее задраивание люка на подводной лодке.

Она свернула ранее активную общественную деятельность, ушла с поста уполномоченного по правам ребенка, а недавно отказалась и от мандата депутата Улан-Удэнского горсовета по 25-му округу.

В СМИ подробных комментариев относительно истинных причин отказа от депутатского мандата так и не прозвучало. Разве что заявление пресс-службы «Абсолюта» о том, что компания якобы «вышла на новый уровень развития, который требует полного сосредоточения на бизнес-процессах». Были ли извинения перед избирателями 25-го округа за свой досрочный уход, нам тоже достоверно неизвестно.

Добрый дядюшка Айдаев

Аналитики даже высказали предположение, что демонстративный отказ от депутатского мандата «бизнесвумэн» мог стать следствием судебного процесса, в ходе которого мэрия Улан-Удэ отобрала у миллиардерши  неиспользованный ею земельный участок за торговым центром «Заря». Последний был выделен совладельцу «Абсолюта» еще при предыдущем мэре Геннадии Айдаеве. Напомним, что именно при нем Шагдарова неожиданно – буквально в считаные годы – превратилась из владельца одного мелкого магазинчика на улице Калашникова, 17  в обладательницу огромных по размеру супермаркетов и земельных участков.

Земельные участки в «нулевые» выделялись добрым и «бескорыстным» Геннадием Айдаевым в таком количестве, что даже при  бурном росте сети «Абсолют» все их освоить она не могла. И поскольку с 2010 года участок не был использован по назначению, уже новая мэрия через суд отобрала его.

Однако, по мнению наших экспертов, все-таки не это событие стало причиной отказа от мандата. По слухам, в ближайшее время Шагдарова может в очередной раз сменить налоговую юрисдикцию через создание совместного с Монголией предприятия. Соответственно, имущество «Абсолюта» может быть внесено в уставной фонд совместного предприятия. Но есть и условие: чтобы получить монгольские льготы по налогам, необходимо выйти из представительства в российских органах власти. Что она в итоге и сделала. Как говорится, ничего личного и общественного, только бизнес.

Смена ветра

Теперь возникает вопрос: а зачем Шагдаровой вообще понадобилось менять дислокацию? Ведь ее более чем странный «уход» в Крым и последующий за ним возврат в Бурятию, а затем открытие бизнеса в Улан-Баторе никоим образом не комментировались. Можно только делать предположения о том, что заставило ее совершать подобные телодвижения с востока на запад и с запада на восток.

– «Абсолют» относится к крупным компаниям и вполне может сменить юрисдикцию на иностранную, ведь почти все крупнейшие розничные сети, работающие в России, зарегистрированы в Нидерландах, на Кипре, Виргинских островах, – отмечает гендиректор компании «Макон-Консалтинг» Алдар Бадмаев. – Ничего удивительного в этом нет – оптимизировать налоговые процессы стремятся все  ритейлеры.

Рецепты процветания «Абсолюта» лежали на поверхности. При большом друге бизнеса Геннадии Айдаеве «Абсолюту» на территории города были выделены в аренду просто супердоходные места для размещения супермаркетов. Кроме того, можно предположить, что, учитывая бурный рост сети в середине «нулевых», в сеть были вложены серьезные деньги «инвесторов», о происхождении которых мало что известно.

И, наконец, в компании была разработана схема по весьма любопытной «оптимизации» налоговых платежей. То есть, если говорить об «Абсолюте» как одной из крупнейших коммерческих структур Бурятии, то и налоги она должна платить в сопоставимом объеме.

То есть по обороту «Абсолют» – один из рекордсменов в регионе (порядка 46 миллиардов рублей в год), но то же самое трудно сказать касательно налоговых платежей. Не случайно глава УФНС Бурятии Юрий Куриленко, когда  полтора года назад его спросили, сколько же потерял регион после ухода  «Абсолюта» из Бурятии, назвал просто смешную сумму.

– Сумма налогов, которые ушли со всеми поменявшими юрисдикцию предприятиями (туда же вошли еще два кита торговли –  «Вегос» и «Смит». – Прим. авт.), причем совокупная, я не беру каждого в отдельности, составляет менее половины процента от собираемых налогов в Республике Бурятия, – заявил Юрий Куриленко в интервью «Эхо Москвы» 22 декабря 2015 года.

Менее половины процента! Учитывая многомиллиардные личные доходы, это просто супердоходный бизнес.

Дробление как рецепт успеха

– Только в одной розничной торговой компании налоговый разрыв, т.е. деньги, которые должны были, но не поступили в бюджет, составляет 700 миллионов рублей! Мы начали разбираться и вышли на схему дробления бизнеса. Аргумент звучит такой: «А что было делать, мой конкурент применяет эту схему». Получается круговая порука. Но когда-нибудь этот круг должен был разорваться, – сообщил руководитель УФНС в передаче радио «Эхо Москвы».

То есть можно сделать вывод: когда сменилось руководство налоговой инспекции,  начались вопросы, почему гигант торговли платит, мягко скажем, несопоставимые суммы?

По мнению налоговиков, дробление бизнеса, при котором крупная компания разделяется
владельцем на несколько малых ИП с целью «оптимизации» налогообложения, ухудшает положение настоящего малого бизнеса. Который, оказавшись в неравных условиях, разоряется, а их владельцы и продавцы пополняют армию безработных.

Как только в округе открывается супермаркет со своей уникальной схемой налоговой оптимизации, рядом тут же закрываются маленькие магазинчики, которые не могут платить налоги подобным же образом.

Причем, по словам Юрия Куриленко, у компаний, к которым были выдвинуты налоговые претензии, было время для коррекции своей политики.

– Мы целых три  года говорили, что у вас проблемная схема и вам необходимо ее пересмотреть, – сообщил Куриленко.  

Так что причины процветания владельцев «Абсолюта» в общем-то ясны. Можно предположить, что если не дробиться на множество ИП, а платить как одно крупное предприятие все налоги, то и миллиардов личных доходов могло и не быть. Другое дело, что в Монголии подобные вопросы  «бизнесвумэн» вряд ли зададут.

Станислав Сергеев, «Номер один»
Фото: russianstock.ru
Теги
бизнес

Читайте также

В школах Бурятии будут преподавать бывшие участники СВО
Они будут обучать детей по предметам ОБЖ и НВП
19.03.2024 в 17:44
Бурятия получит дополнительно более 50 миллионов рублей на помощь пожилым и инвалидам
Эти деньги направят на комплексное социальное и медицинское обслуживание на дому
19.03.2024 в 16:58
На Байкале в нацпарке заметили первого проснувшегося медведя
Зверь гулял рядом с туристическим маршрутом
19.03.2024 в 16:55
В Бурятии с начала года случилось уже 515 пожаров
В огне погибли трое детей, еще двое пострадали
19.03.2024 в 16:40
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.