22.05.2017 в 06:50

МРСК Сибири осталась без «крыши»

Какое энергетическое наследство оставил после себя Николай Зубарев
A- A+
Текст: Газета
МРСК Сибири осталась без «крыши»
Николай Зубарев останется в нашей памяти, как «папа» МРСК Сибири. Именно благодаря ему, по мнению многих участников рынка, выручка электрического монополиста выросла на несколько миллиардов, а тариф так существенно и не снизился. Теперь с оставленным Зубаревым-старшим наследством придется иметь дело тому, кого исполняющий обязанности главы поставит на место инфраструктурного зампреда.

Пора на пенсию

В начале мая исполняющий обязанности главы Бурятии подписал указ, освобождающий от должности заместителя председателя правительства по инфраструктуре.

«Принять отставку члена правительства Республики Бурятия Зубарева Николая Михайловича на основании личного заявления, освободить от замещаемой государственной должности заместителя председателя правительства Республики Бурятия по развитию инфраструктуры и уволить в связи с выходом на пенсию», – говорилось в указе.

Таким образом была поставлена точка в долгой истории взаимоотношений участников бурятского рынка энергетики и власти. История, полная скандалов, взаимных обвинений и баталий вокруг снижения тарифов.

Помимо энергетики и ЖКХ, он курировал в правительстве дороги, строительство, транспорт, связь, безопасность, в том числе пожарную. О провалах бывшего зампреда в этих отраслях можно говорить долго и много, но мы пока ограничимся лишь энергетикой.
Главная претензия к Николаю Зубареву за весь срок его работы на должности – лоббизм интересов МРСК Сибири. Ни один документ не доказывает аффилированности чиновника по отношению к электрическому монополисту. Однако семейные связи и благополучие компании как бы намекают, что «крыша» все-таки была.

И теперь, лишившись ее, МРСК Сибири изо всех сил старается по максимуму запастись впрок, на случай если новая власть будет менее лояльна. Но обо всем по порядку.

Семейные связи

На посту топ-менеджера МРСК Сибири сегодня трудится родной сын бывшего зампреда Игорь Зубарев. Он же имеет депутатский мандат в Народном Хурале, что еще более усиливает позиции компании на рынке.

Когда речь зашла о снижении тарифа в прошлом году, семейные связи дали о себе знать в полный рост. Вышло поручение, подписанное вице-премьером России Аркадием Дворковичем. Там был и пункт о сокращении доли сетевой составляющей в тарифе. Именно за счет нее и живет МРСК Сибири.

Однако власти исполнять это поручение не спешили. В июне прошлого же года состоялось совещание в правительстве России по снижению тарифов в Бурятии. Зубарев-старший не почтил его своим присутствием, дав понять федералам, что на самом деле это снижение не нужно ни ему, ни подконтрольным ему энергетикам. Ведь в случае урезания выручки МРСК Сибири пострадает его сын. И семейные связи в этом случае, видимо, перевесили благополучие Бурятии.

Сам монополист развел руками: резервов для снижения сетевой составляющей в тарифе нет. Хотя эксперты утверждают обратное: необходимая валовая выручка компании, по их мнению, завышена.

Откуда миллиард?

Необходимая валовая выручка – это деньги, которые необходимы энергетической компании для обеспечения подачи электричества. На ее основе и рассчитывается тариф. Ее размер зависит, как утверждают многие эксперты и участники рынка, от количества сетей, которыми управляет компания. В утверждении этого показателя участвуют и правительство, и Республиканская служба по тарифам, и Федеральная антимонопольная служба.

В 2010 году необходимую валовую выручку МРСК Сибири утвердили в 1,8 миллиарда. С тех пор количество сетей монополиста сильно не выросло. Зато выручка подскочила к 2016 году аж до 2,8 миллиарда. Спрашивается: откуда взялся миллиард? На этот вопрос ни МРСК Сибири, ни сам Зубарев-старший так и не ответили.

Федеральное издание «Совершенно секретно» заинтересовалось семейными связями в энергетическом комплексе Бурятии. И выдало по этому поводу расследование. В нем, помимо прочего, приводилась цитата депутата Госдумы Николая Николаева по этому поводу:

«Было совещание у Дворковича, было соответствующее совещание у президента, была встреча руководителя республики и президента. И кое-кому нужно понимать, что государство – не коммерческая лавочка, и основная его задача – это решение социальных проблем. У государства нет и не может быть задач получения сверхприбыли. Чаще всего такие задачи перед собой ставят отдельные личности и отдельные чиновники. Оттуда у нас появляются и коррупция, и злоупотребления».

Не исключено, что «история любви» Николая Зубарева и МРСК Сибири стала одной из причин ухода чиновника со своего поста.

Снова «матрешки»

Другой скандал на электрическом рынке, на который бывший зампред долгое время закрывал глаза, – истории с «матрешками». В некоторых районах (по большей части северных) стала обыденной практика одноразовых компаний ЖКХ.

Эти компании, в числе прочего, собирают деньги за электричество с населения. Потом они должны, оставив себе небольшую надбавку, отдать их энергосбытовой компании. Она, дальше по цепочке, рассчитывается с остальными участниками рыка.

Так должно быть. Но так не происходит. Условная компания ЖКХ собирают деньги с населения, но до гарантирующего поставщика они не доходят. К концу сезона компания уходит на банкротство, чтобы в новом сезоне открыться с теми же учредителями и под новым названием.

Конечно, за убытки отрасли в итоге платит население Бурятии. И за всем этим долгие годы молча наблюдал Николай Зубарев. В итоге эта проблема достанется от него в наследство следующему зампреду. Только в уже гораздо запущенном виде. Ведь долги компаний ЖКХ уже достигли многих сотен миллионов.

Убрать конкурентов

Но вернемся к МРСК Сибири. Оставшись без «папы», компания резко начала давить на других участников рынка, как будто стараясь за короткий срок энергетического безвластия отжать как можно больше денег.

МРСК Сибири владеет большим количеством электрических сетей. Но часть сетей принадлежит мелким сетевым компаниям. Они, как правило, не подключены напрямую к производителю электричества и питаются от сетей МРСК Сибири. И должны за это платить ей деньги. Сколько платить – решает РСТ. Это называется «межсетевой тариф». Именно его изменение сейчас бурно обсуждается между участниками рынка.

МРСК Сибири недавно предъявила в РСТ 5,9 миллиарда выпадающих доходов. Эта сумма, судя по всему, сформировалась из долгов мелких сетевых компаний и тех расходов, которые монополист хотел включить в тариф, но РСТ им отказала. Компенсировать их монополист предлагает, повысив межсетевой тариф.

Еще есть понятие «полезный отпуск». Это количество электричества, которое сетевые компании довели до конечного потребителя. И его монополист предлагает искусственно увеличить для мелких сетевых компаний. То есть приписать им большее количество энергии, полученной от МРСК Сибири, чем есть на самом деле.

В результате этих манипуляций монополист получит якобы недоплаченные ему миллиарды, а небольшие сетевые компании, скорее всего, отправятся на банкротство.

Проверка на жадность

Эта попытка заработать несколько миллиардов и заодно убрать с рынка мелких конкурентов выглядит жестом отчаяния. Ведь, лишившись «крыши», монополист может потерять и все «плюшки», которыми его потчевали все эти годы и правительство Бурятии, и РСТ.

И эта перспектива вполне реальна. Есть опыт других регионов, где кардинально подошли к тарифному вопросу. Например, в Омской области власти пригласили Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИИ «Высшей школы экономики». И попросили их проанализировать тарифные решения местного монополиста. Кстати, тоже – МРСК Сибири.

В итоге эксперты пришли к выводу, что местная МРСК Сибири завысила свои расходы на 490 миллионов рублей и необоснованно включила их в тариф. Оказалось, жители области платили за проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, зарубежную стажировку и командировки руководства компании.

То есть инструменты воздействия на монополиста есть. Осталось только ими воспользоваться. А учитывая, что прикрывать компанию на уровне правительства теперь некому, новому руководству республики и тому, кто встанет на место Зубарева, осталось только запустить процесс оптимизации электроэнергетической отрасли.

Артем Самсонов, «Номер один»
Фото: russianstock.ru

Читайте также

В Улан-Удэ проведут музей-пати
Мероприятие состоится 22 марта в музее истории Бурятии
19.03.2024 в 13:58
Улан-удэнцам рассказали, как правильно подать жалобу
Для этого есть удобный сервис на сайте города Улан-Удэ
19.03.2024 в 13:34
В Бурятии неизвестный отстрелил еще одного кота
На этот раз питомец погиб. Живодеры орудуют в Гусиноозерске
19.03.2024 в 13:30
В Бурятии вынесли приговор по делу о сожжении должника
Злоумышленник получил 15 лет колонии
19.03.2024 в 13:25
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.