15.10.2017 в 09:00

Искусство, ради которого умирают

Бурятский цирк набирает высоту, для того чтобы выйти на новый уровень
A- A+
Текст: Газета
Искусство, ради которого умирают
Какие преграды стоят на этом пути и о том, как изменилась ситуация в цирке за последние два года, рассказала «Номер один» директор Государственного цирка Бурятии Наталья Борисова. 

В центре внимания 

В мире существует две цирковые школы, которые считаются лучшими, – это российская и китайская. Войти в мировую историю циркового искусства стремится и Бурятский цирк. Его выходцы трудятся в таких именитых коллективах, как цирк «Дю Солей», Росгорцирк и т.д. А сейчас труппа находится на гастролях в Хабаровске, где собирает полные залы.

– Идей много, хочется показать возможности нашего цирка всему миру, – говорит Наталья Борисова. Два года назад она возглавила коллектив и первым делом улучшила условия для работы артистов.

Два года назад доходы цирка составляли четыре миллиона рублей. На сегодня они увеличились до 10,5 миллиона рублей. Сделать это удалось благодаря организации больших гастролей в разные регионы страны. Цирк Бурятии стал активно выступать не только в районах респубики, но и по всей России – в Москве, в Забайкальском крае, на Сахалине. Из Хабаровска коллектив едет выступать в Якутск – это самые длительные гастроли за последние несколько лет.

– Цирковой мир обратил на нас внимание, после того как в 2016 году мы выступили на манеже Большого Московского цирка в рамках празднования 350-летия основания Улан-Удэ, – говорит Наталья Борисова. – Тогда нас высоко оценили Эдгард Запашный, директор Большого Московского государственного цирка, Дмитрий Иванов, директор ФКП «Росгорцирк». Сейчас гастроли с успехом проходят на столичных площадках.

Уровень жизни в городах, которые вошли в гастрольную карту цирка, несколько выше, чем в Бурятии, соответственно, и стоимость билетов выше: в среднем это 600–1200 рублей. На Сахалине, например, средняя зарплата – 40–50 тысяч, цена билетов варьируется от 700 до полутора тысяч и является для жителей острова приемлемой.

– Я для себя выбрала несколько регионов со стабильным федеральным финансированием, причем выбрала я их интуитивно в начале года, а затем прочитала материал о том, что как раз эти регионы имеют федеральную поддержку, – говорит Наталья Борисова.

Начало обновления 

Коллектив цирка пополнился новыми артистами. Семь студентов колледжа искусств имени Чайковского, где имеется цирковое отделение, теперь работают в труппе. Буквально на днях руководство цирка решило пригласить в свой коллектив еще одного артиста: Константин Ли переедет в Бурятию из Хабаровска, где занимался гимнастикой. Такое решение Бурятский цирк принял во время гастролей на Дальнем Востоке. 

Следующим шагом стало обновление реквизита цирка, который, кстати, имеет интересные особенности. Помимо того что он весьма дорогостоящ (от 350 тысяч до 800 тысяч рублей), каждый предмет изготавливается индивидуально под артиста. При этом учитываются все параметры – рост, вес, объем талии и т.д.

Одно из последних приобретений – новые подкидные доски, которые выбрасывают артиста на высоту 15 метров. 

– Подкидные доски не деревянные, а из фибергласовых американских шестов, которые отличаются прочностью и гибкостью. Амплитуда вылета верхнего акробата увеличится в несколько раз. Также в планах купить батут для раскрутки акробатов. Реквизит, конечно, обязательно должен быть качественным. В цирке важна каждая деталь, потому что каждый трюк сопряжен как минимум с травмами, а порой и со смертельным исходом.

При этом возникает вопрос, где хранить такой дорогостоящий реквизит. У Бурятского цирка до сих пор нет ни собственной репетиционной базы, ни сцены. Репетирует труппа на базе КСК, за что ежегодно выделяется из республиканского бюджета 1,5 миллиона рублей, а выступает, где получится. 

– Репетиционная база нас не устраивает, так как она ограничивает наше развитие, – говорит Наталья Борисова. – Артистам ведь надо выполнять все более сложные трюки. Если мы хотим выводить цирк Бурятии на международный уровень, надо развиваться. А для этого необходимо соответствующее помещение. В Бурятии подходящего помещения нет. 

В первую очередь, цирку нужна высота. В КСК потолок находится на уровне семи метров, а для выполнения трюков нужно 27 метров или хотя бы 15. Помимо этого для выступлений цирка необходим манеж, то есть зал аренного плана диаметров 13 метров, чтобы зритель мог увидеть представление со всех точек.

– Мы даже готовы на компромисс, – говорит Наталья Борисова. – Пусть это будет не цирк, а универсальная арена – круглое помещение с круглой площадкой, на которой можно проводить как цирковые представления, так и бои без правил, боксерские ринги, национальную борьбу.

Еще в 2014 году разработана проектно-сметная документация на строительство репетиционной базы, но пока этот вопрос остается открытым. Все упирается, конечно, в деньги. На 2014 год сумма составляла 30 миллионов рублей, сейчас, наверняка, необходимы все 50. 

В ноябре труппа возвращается из Якутии и приступает к подготовке новогоднего представления «Где живет Новый год».

Екатерина Лонская, «Номер один»
Фото Елены Агафоновой
Теги
Культура

Все новости

ЗУРХАЙ
с 27 марта по 2 апреля

Читайте также

В Бурятии адвоката лишили статуса из-за нарушения профессиональной этики

Женщина пыталась оспорить это решение, но не смогла

29.03.2024 в 15:01
Телебашню в Улан-Удэ подсветят цветами символики России и Беларуси
Акция приурочена к дню единения народов двух государств
29.03.2024 в 14:55
Большинство россиян хотя бы раз меняли профессиональную сферу
Треть (32%) опрошенных россиян никогда не меняли сферу деятельности
29.03.2024 в 14:30
В Улан-Удэ пожарные спасли 14 человек
Самостоятельно из горящего здания эвакуировалось семеро жителей
29.03.2024 в 14:19
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.