22.10.2017 в 09:00

Портрет коррупционера

Можно ли по тестам вычислить потенциального взяточника?
A- A+
Текст: Газета
Портрет коррупционера
На государственном уровне борьбе с коррупцией уделяется большое внимание, только взяточников и коррупционеров от этого меньше не становится. С завидной регулярностью сообщается о новых задержаниях чиновников, попавшихся на взятках и откатах. Как победить коррупцию? «Нужно бороться с ней, понимая, что есть бытовая коррупция – с ней мы сталкиваемся постоянно, когда, к примеру, преподносим учителю или врачу коробочку конфет», – считает психолог Игорь Бадиев. 

Сила коррупционного давления 

– Игорь Валерьевич, что такое коррупция с точки зрения психологии? Почему один человек может брать взятки, а другой – нет? 

– Психология коррупционного поведения – очень свежая область исследований. Коррупция, как мы знаем, – это злоупотребление должностными полномочиями, служебным положением для получения личной выгоды. Первый вопрос, который возникает у психологов, – существуют ли какие-либо личностные или психологические особенности, детерминанты коррупционера? Существует ли тип личности, предрасположенной к коррупции? 

Мы должны понимать, что коррупционное поведение – это результат взаимодействия двух факторов: внешних, которые влияют на должностное лицо извне, и внутренних (свойств его личности). 

Внешние факторы образуют так называемое коррупционное давление на личность. Это устройство организации, в которой он работает, возможности, которые она ему дает. Деятельность служащего, ее регламентирование, особенности организационно- корпоративной культуры: например, принято ли в учреждении дарить друг другу подарки, особо благодарить. 

Сюда же входит отношение общества к коррупции – положительное, отрицательное, нейтральное или попустительское. Какие-то личные обстоятельства, которые вызвали у чиновника резкую потребность в деньгах. 

Какие же характеристики и свойства личности помогают человеку противостоять этому давлению либо делают его предрасположенным подвергнуться этому влиянию? 

Смысл жизни – в богатстве

Одну из объяснительных моделей коррупционного поведения предложила Ольга Васильевна Ванновская. Ее многолетние исследования позволили выделить ряд личностных особенностей, которые предрасполагают человека к коррупционным преступлениям. Личностные детерминанты коррупционного поведения рассматриваются на пяти уровнях.

Первый, наивысший, – уровень смыслов и ценностей. Для людей, склонных к коррупции, на уровень смысла жизни чаще всего выходят материальные блага и стремление к роскоши. В этих благах он видит источник своего счастья. Именно поэтому у чиновников, уличенных в растратах, при обысках находят невероятнейшие богатства – коллекции дорогих часов, машин или, как помните, квартиру, забитую миллиардами рублей. 

Второй – уровень ценностей. Это уровень нравственного сознания человека. Чем больше и дифференцированней человек отвечает на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, тем более он устойчив к коррупционному давлению. Когда у нас появляется возможность украсть, что нас останавливает? Или страх наказания (низкий уровень нравственного сознания), или осознание, что это противозаконно, или осознание, что ты приносишь ущерб другому человеку (более высокий уровень нравственности). 

Если уровень развития нравственного самосознания человека низкий, и он говорит, что плохо то, за что наказывают, значит, склонность к коррупции у него выше и он легче поддается коррупционному давлению.

Двойные стандарты бытовой коррупции

Коррупционные преступления отличаются от других видов преступлений тем, что они существуют в системе двойных стандартов. Что это такое? Когда я говорю одно, а делаю другое. Человек заявляет, что он борется с коррупцией, но его реальная мотивация и поступки противоречат этой декларации. Эта система двойных стандартов – один из главных источников коррупциогенности.       

Когда мы говорим о коррупции, мы говорим не только о коррупции в системе власти. Мы говорим и о бытовой коррупции. Ежедневной, с которой мы сталкиваемся каждый день. 

– Как она проявляется? 

– Подарить шоколадку должностному лицу, выказать ему свою особую благодарность, преподнесли учителю цветочки и конфетки, с надеждой, что он будет более лояльно относиться к нашему ребенку. 

– Получается, мы сами способствуем распространению коррупции?

– Мы своим поведением повышаем коррупционное давление на должностное лицо. А справится он с ним или нет, зависит от его личности. В коррупции всегда есть две стороны: тот, кто дает взятку, и кто ее берет. Уголовный кодекс предусматривает наказание для обоих. В этом плане стоит задуматься, а не живем ли мы сами в системе двойных стандартов. Мы ведь и детей воспитываем на этой системе. Говорим, что врать нельзя, а сами врем. Говорим, что к старшим нужно относиться с уважением, и тут же срываемся на родителей. 

Взяткомания неуверенных

Какие свойства личности предрасполагают к совершению коррупционных преступлений на эмоциональном уровне? Это низкая удовлетворенность собственной жизнью, профессией, негативное отношение к самому себе. Неудовлетворенность переживается человеком очень тяжело. Поэтому наша психика ищет пути выхода из этого дискомфорта. Коррупционные преступления могут послужить выходом, чтобы возвыситься над другими, подняться за счет кого-то, почувствовать себя главным, важным, значимым. Как раз на этом уровне может появляться взяткомания.     

– Существует такой вид мании?

– Психоаналитиками было описано такое невротическое состояние, как взяткомания. Человек, не получавший взятку или какой-то особый знак внимания, чувствовал беспокойство, неуверенность, ему было очень плохо. Ему просто необходимо было, чтобы кто-то дал ему «на лапу». Но им двигала не алчность – просто так он мог почувствовать себя нужным и важным. Это связано с негативным отношением к самому себе.

Или всем известный синдром вахтера. С юридической точки зрения это не коррупционное поведение, но с психологической они очень похожи. Здесь человек тоже злоупотребляет своим служебным положением, но не в плане получения материальной выгоды. Ты должен дать ему «психологическую взятку» – поклониться в ножки, отнестись с уважением, удовлетворить его чувство собственной значимости. 

Регулятивный уровень отвечает на вопрос, в ком человек видит источник тех изменений, успехов и неудач, которые с ним происходят. Склонность винить во всем окружающих, а не себя, повышает риск коррупционных преступлений. 

–  С чем это связано? 

– Он берет взятку, потому что жизнь его заставляет: «А что вы хотите – у меня маленькая зарплата». Не он вымогает взятку, а ему ее дают. Он не крадет что-то, а просто возмещает причиненный ему государством ущерб. Девиз таких людей – «это не я такой, а жизнь такая». 

На поведенческом уровне коррупционному поведению способствует импульсивное поведение. Есть люди, которые действуют под влиянием момента. Чем более импульсивен человек, тем больше риск совершения им коррупционных преступлений. Если ему дают взятку, он, не подумав, берет. Он действует быстро. А вот рефлексивный человек посидит, подумает, надо ему это или не надо. Он строит свое поведение по результатам рационального анализа своих поступков.

Ложный образ злодея-коррупционера

Эти пять уровней в той или иной степени определяют не то, насколько человек коррупционер или нет, а его устойчивость к коррупционному давлению – скажет он «да», когда ему дадут взятку, или «нет». Это те особенности, которые сложились в результате всей его жизни. 

У нас в обществе сложилось представление, что коррупционеры – это злодеи из злодеев, эталоны негативных черт. Жадные, алчные, эгоистичные, наглые люди. Нет. Это только наш образ. Фактически все люди в той или иной степени «ровные». Чистых злодеев и героев в жизни крайне мало, если они вообще есть. 

Выбирая из двух людей претендента на пост министра, мы не можем провести тесты и сказать: этот коррупционер, а этот нет. Вопрос в том, насколько сильно будет на каждого из них влиять коррупционное давление и какова будет их антикоррупционная устойчивость. 

Под действием ситуативных факторов коррупционное давление может резко повыситься. Человек сидит на своем рабочем месте. Честный, хороший. Вдруг случилось у него в семье несчастье, и срочно стали нужны деньги. А тут как раз подошли с предложением. И делать-то ничего не надо – только подписать документ, и все. И он соглашается.  

– Значит, никакое тестирование не сможет определить, будет человек коррупционером или нет? 

– Нет, мы можем определять лишь степень устойчивости к коррупционному давлению, но мы должны понимать, что это результат действия двух факторов – внешних и внутренних. И в этом плане наиболее эффективный и необходимый способ борьбы с коррупцией – это повышение антикоррупционной устойчивости не только тех людей, которые занимают какие-то посты, но и рядовых граждан. Это определенная культура поведения в обществе. 

Начинать борьбу нужно с себя

Мы можем как повышать коррупционную устойчивость, так и понижать коррупционное давление, создавая негативный образ бытовой коррупции. Ведь, по сути, у нас достаточно лояльное отношение к ее проявлениям: преподнести конфеты в знак благодарности – для нас в порядке вещей. 

Когда дети друг у друга списывают, мы вполне толерантно к этому относимся. Почему? Тот человек, который не дал списать, – жадина и единоличник. А это начинает формировать круговую поруку, пренебрежение к установленным нормам. Если мы можем нарушить эту норму, то почему бы не нарушить другую?

С коррупцией как с системным явлением нужно бороться системно, в том числе и через образование населения. Чтобы люди понимали, что есть бытовая коррупция. Должна вестись большая работа с общественным сознанием. И начинать нужно еще со школьной скамьи. А в школе-то как раз и полно разного рода подношений.

Почему же вообще нужно бороться с коррупцией? Само понятие переводится с латинского как «разрушение». Коррупция – это механизм разложения социальной системы. И борьба с коррупцией – это не только показательные процессы, это постоянная работа здесь и сейчас.     

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
Фото: "Номер один"

Читайте также

45 жителей Бурятии стали жертвами мошенников за неделю
Они отдали аферистам 12 миллионов рублей
20.04.2024 в 09:22
В Бурятии разгромили банду молодых воров
Воровская «бригада» была небольшой, но довольно наглой
20.04.2024 в 08:00
В Бурятии мать полгода пытается найти виновных в смерти девятилетнего сына
Ребенок внезапно умер после лечения от лишая
20.04.2024 в 07:00
Ансамбли Бурятии приглашают на фестиваль-конкурс «Пою мою республику»
Подать заявку на участие можно до 5 мая
19.04.2024 в 18:02
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.