11.11.2017 в 07:00

Водителей Бурятии штрафуют и лишают документов при очень странных обстоятельствах

Прав лишают даже тех, кто за рулем в момент задержания не сидел
A- A+
Текст: Газета
Водителей Бурятии штрафуют и лишают документов при очень странных обстоятельствах
За текущий год в республике лишены прав за пьяное вождение больше 7,5 тысячи водителей. Однако на практике прав лишают даже тех, кто за рулем в момент задержания не сидел. Есть даже случаи «оформления пьяного вождения» в другом регионе, где человек никогда не был. Почему суды глухи к водителям, разбирался «Номер один».

Двойник из Барнаула

Самая, пожалуй, удивительная история произошла полгода назад с улан-удэнским водителем «скорой помощи» Сергеем. О лишении прав мужчина узнал самым неприятным способом – в августе с его банковской карты списали всю зарплату.

Обратившись к приставам, Сергей узнал, что с его карты сняли штраф за то, что январской ночью он ездил пьяный по городу Барнаулу на новенькой Audi A6. Притом что дальше Байкала Сергей никогда в жизни не бывал, а кроме старенькой раритетной «Победы», другого транспорта у водителя не было и нет. Так что даже версия о продаже машины по доверенности тут не подходит.

Тем не менее человека с такими же, как у него, фамилией, именем и отчеством оформили за управление в нетрезвом виде в Барнауле. Кроме ФИО, у пьяного водителя совпадали с нашим героем дата и место рождения. На основании документов ГИБДД суд постановил лишить гонщика водительских прав на 1,5 года и оштрафовал на 30 тысяч рублей.

Видимо, не обнаружив в базах данных более подходящей кандидатуры, алтайские приставы направили исполнительный лист для взыскания в Бурятию. Так Сергей остался без прав и задолжал родине сумму, превышающую месячную зарплату.

Но самое забавное во всей этой истории – то, что в момент пьяной езды на другом краю Сибири Сергей был на дежурстве в улан-удэнской бригаде скорой помощи. Это подтверждает путевой лист, выписка из табеля рабочего времени, подпись механика, выпускавшего машину на дежурство. Естественно, имеется и отметка об освидетельствовании на алкоголь, время выезда из гаража и заезда в гараж. Но все эти факты к  делу, видимо, не пришьешь.

Нанятые юристы сейчас добиваются отмены решения суда, вынесенного без участия Сергея, и пересмотра дела по месту жительства.

Это тот редчайший случай, когда можно вполне обоснованно рассчитывать на отмену решения, поскольку против полицейских бумаг юристы предъявят не менее весомые документы станции скорой помощи. В большинстве же случаев бывает иначе.

Наказали за прогулку с пивом

Юрист Евгений Чебунин рассказал «Номер один» и о другом вопиющем случае из своей практики, который произошел в столице Бурятии четыре года назад. Вернувшись с работы, улан-удэнец Алексей припарковал машину на привычной стоянке под окном друга и пошел домой. В суде он объяснил это тем, что в его дворе нет парковки и машину он всегда ставит в одном месте. По дороге мужчина открыл банку пива, закурил. Но внезапно рядом остановился экипаж ГИБДД и предложил «дунуть в трубку». Мужчина попытался возразить: «Автомобиль на стоянке, я иду домой». Но это не помогло.

Понятых, подписавших протокол, остановили здесь же, и они подтвердили в суде. Они признавали, что видели момент задержания и «факт управления автомобилем не обозревали» – еще бы, машина стояла в двух дворах от места задержания. Не спорили с этим и сотрудники ГИБДД. Второе нарушение – правила пользования алкотестером предписывают проводить тест на выдыхаемый алкоголь не раньше чем через 20 минут после предполагаемого употребления алкоголя или курения. Однако практика далека от теории – тест на алкоголь Алексею провели сразу же. Выдыхаемый воздух, естественно, содержал пары алкоголя. Но на суд все эти доводы не повлияли.

Пытаясь оспорить лишение прав, юрист Алексея дошел до Верховного суда Бурятии. Но отменить постановление о лишении в республике не удалось. Юристы признают: в Бурятии решения по подобным делам не отменяют. Шансы оспорить лишение есть в Верховном суде России, но до него доходят единицы. Дело в том, что работа юристов по стоимости сопоставима с суммой штрафа. Соответственно мало кто хочет дважды платить по 30 тысяч, не имея уверенности, что дело будет выиграно и деньги удастся вернуть. Кроме того, обжалование в суде высшей инстанции – процедура длительная. В среднем на обжалование требуется затратить  год-полтора. Ровно тот же срок лишенцу придется ходить пешком, так что, стоит ли выделки овчинка, – ответ очевидный.

Словом, обжалование подобных дел в стране фактически не работает ни при каких нарушениях. Не влияют на суды ни нарушения процедуры задержания, ни даже реальная невозможность управлять машиной в момент задержания.

Пил в сломанной машине

Подтверждает такую тенденцию адвокат Елена Колесникова. В ее практике был случай лишения прав курумканца. Как следует из его показаний в суде, он ехал с пассажиркой и останавливался на трассе. К нему подошли молодые люди и попросили «подбросить» до Курумкана. За отказ подвезти хулиганы пропороли Владимиру все четыре колеса.

Проехав сколько смог, мужчина остановился на обочине – камеры спустили, ехать дальше машина не могла. Оставалось вызвать автоэвакуатор и ждать.

На дворе стояла вторая половина ноября. У пассажирки была с собой водка. Решив, что можно расслабиться, Владимир выпил. И вскоре, как назло, к машине подъехал экипаж ГИБДД.

Естественно, Владимир подписал протокол отстранения от управления транспортным средством. В нем указывалось, что все четыре колеса спущены, автомобиль не движется и ехать не может. В суде это подтвердили двое понятых и сами инспекторы, оформлявшие протокол.

– Согласно статье 12.8 КоАП РФ, автомобиль должен быть задержан во время движения. Никто не видел, чтобы автомобиль работал, на момент задержания бензина не было даже на обогрев машины, – комментирует адвокат. – В постановлении Владимир не отрицает, что выпил, но там же прописано, что автомобиль ехать не может. Однако суд лишил его водительских прав на 1,5 года и оштрафовал на 30 тысяч.

В Бурятии оспорить странное решение суда, вынесенное по странным документам ГИБДД, Елене не удалось. Кончилась эта история так же, как и у Алексея, которого лишили прав за прогулку с банкой пива.

– Владимир с женой сказали, что им проблематично оплачивать услуги юриста. Они устали ездить из Курумкана в Улан-Удэ на суды, а хождение по инстанциям заняло бы около года. Поэтому решили – пусть будет незаконное лишение, чем тратить деньги на юриста, время, силы, нервы.

Отметим, в среде юристов широко распространена информация, что судьям оправдания по данной статье грозят санкциями вплоть до лишения мантии. Этим юристы объясняют, почему ни при каких нарушениях судьи не берут на себя смелость спорить с ГИБДД по статье 12.8 КоАП.

Три отмены протоколов на тысячи лишений

По статистике, за текущий год в Бурятии было задержано за управление в пьяном виде 7760 водителей, 3018 из них – в Улан-Удэ. Никто не будет спорить, что, выпив алкоголь, садиться за руль нельзя. Однако все ли задержанные действительно управляли машиной в нетрезвом виде? Об этом статистика никогда не расскажет. За весь год из почти восьми тысяч дел лишь три административных дела были прекращены. Во всех случаях причиной стало нарушение процедуры оформления. Чем так отличались эти дела от остальных, мы не знаем. Было бы неплохо, если эти три дела проверят на предмет коррупции органы прокуратуры и опубликуют результаты проверок.

Вывод из всех этих историй и статистики напрашивается невеселый. Риск остаться без прав преследует буквально любого водителя, если он в принципе употребляет алкоголь. Чтобы зафиксировать «управление» в нетрезвом виде, инспекторам не всегда нужен даже сам факт управления. Не требуют его и суды, несмотря на прямое указание кодекса. Так что остается водителям ходить подальше от доблестных сотрудников «доблестной и честной» инспекции и молиться, чтобы не вызвать у них нездорового внимания.

На случай задержания юристы рекомендуют указывать в протоколе и постановлении ГИБДД свое «не согласен», перед тем как его подписать. Вы можете настаивать на видеосъемке всей процедуры, сделать ее можно на любой современный гаджет. При запрете вести съемку вы вправе потребовать объяснения, но обязаны остановить запись. Если ваши права нарушаются при задержании, необходимо также фиксировать все контакты понятых. Они и подтвердят в суде, что вы пытались вести съемку, но вам было отказано.

Елена Буерачная, «Номер один»
Фото: russianstock.ru
Теги
Общество

Читайте также

Бурятия получит дополнительно более 50 миллионов рублей на помощь пожилым и инвалидам
Эти деньги направят на комплексное социальное и медицинское обслуживание на дому
19.03.2024 в 16:58
На Байкале в нацпарке заметили первого проснувшегося медведя
Зверь гулял рядом с туристическим маршрутом
19.03.2024 в 16:55
В Бурятии с начала года случилось уже 515 пожаров
В огне погибли трое детей, еще двое пострадали
19.03.2024 в 16:40
В результате ДТП в Улан-Удэ травмировано трое несовершеннолетних детей
Авария произошла сегодня в микрорайоне Саяны
19.03.2024 в 16:35
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.