12.01.2018 в 17:05

Депутаты Хурала Бурятии увековечивают свои имена за бюджетный счет

Народным избранникам предложили отказаться от «депутатских» денег
A- A+
Текст: Газета
Депутаты Хурала Бурятии увековечивают свои имена за бюджетный счет
Бедные наши избранники, депутаты Народного Хурала! Едва они под шумок кадровых конкурсов и назначений в правительстве Бурятии увеличили расходы на содержание своего органа в 2018 году на 16 миллионов рублей по сравнению с текущим годом, как пришла беда откуда не ждали. От бывшего коллеги – председателя Совета директоров Селенгинского ЦКК Евгения Пруидзе.

Распыленные миллионы

На совещании по улучшению инвестиционного климата при главе Бурятии Алексее Цыденове, прошедшем в  конце минувшего года, известный промышленник предложил «депутатские деньги» инвестировать в проекты развития. Речь идет о тех бюджетных средствах, которые выделяются парламентариям для работы на избирательных округах.

– Когда я был депутатом Народного Хурала, возможно, тогда годы были побогаче, и каждому депутату, а их 66, в бюджете закладывалось по 15 миллионов рублей на исполнение обязательств в своем избирательном округе. Я проанализировал, в основном траты были на какие-то дворы и частные ничтожные проектики. Республика потеряла эти деньги, – отметил Евгений Пруидзе.

Действительно, депутаты уже давно имеют возможность направлять бюджетные деньги, хоть и не такие большие, а по пять-шесть миллионов рублей в год на так называемую «общественную инфраструктуру». Сделать что-то значительное на эти разрозненные средства невозможно. Для экономики они потеряны и на качество жизни людей кардинально не влияют.

Предложение Евгения Пруидзе заключается в том, чтобы прекратить распылять эти средства, а консолидировать их в бюджете развития для финансирования серьезных проектов.

Глава Бурятии Алексей Цыденов отреагировал, на первый взгляд, сдержанно.

– Вы подняли очень больной вопрос. Дело в том, что у нас социальный бюджет: 70% – на расходы социального характера. У нас не бюджет развития, у нас бюджет существования. Вот эти «депутатские» деньги они на общественную инфраструктуру, и это немного на самом деле, – пояснил Алексей Цыденов. И прекратил обсуждение, отметив, что «эта тема требует отдельной дискуссии».  

Возможно, он считает бессмысленным сейчас обострять отношения с Народным Хуралом, состав которого может существенно измениться в будущем году. Зачем попусту копья ломать?

Кроме того, главе республики, вероятно, нужно вникнуть в суть и историю вопроса о «депутатских деньгах», или, как их еще называют «депутатских фондах». А история эта насчитывает уже без малого двадцать лет!

Хаос вместо стратегии

Еще в 1999 году Народный Хурал второго созыва принял решение о создании фонда социально-экономической поддержки избирательных округов. В него планировалось направлять 1% республиканского бюджета – по 200 тысяч рублей на каждого народного избранника для работы на округе. Депутаты хотели самостоятельно и свободно распоряжаться этими средствами, разумеется, не в личных целях. Сторонники этой идеи утверждали, что депутаты лучше любого правительственного чиновника знают проблемы территорий, и им нужны финансовые рычаги влияния на социально-экономическую ситуацию.

Однако первый президент Бурятии Леонид Потапов принятый Народным Хуралом проект бюджета отклонил. Именно из-за фонда поддержки округов. Хотя многие депутаты тогда утверждали: истинная причина – это сокращение затрат на содержание правительства. Для выяснения отношений была создана согласительная комиссия.

Со стороны главы республики было высказано два основных аргумента «против».

Во-первых, самостоятельное использование депутатами средств фонда поддержки округов является вмешательством в процесс исполнения бюджета, то есть нарушением принципа разделения полномочий законодательной и исполнительной власти.  

Во-вторых, по мнению Леонида Потапова, решение о фонде поддержки округов и планируемое использование бюджетных средств никак не было увязано с прогнозами развития территорий и целевыми программами. А первый президент республики – известный сторонник стратегического планирования, и всегда стремился следовать программному, как сейчас модно говорить, проектному принципу управления экономикой и социальной сферой.

Примечательно, что тогда позицию Леонида Потапова поддержали депутаты – представители деловых кругов, в том числе Владимир Гейдебрехт, возглавлявший в ту пору Селенгинский ЦКК (тенденция, однако).

В итоге договорились отложить вопрос о создании фондов поддержки округов, а правительство согласилось сократить часть расходов на свое содержание.

Фонды преткновения

Впоследствии, когда бюджет Бурятии несколько располнел, депутаты Народного Хурала все-таки добились права закладывать в него гарантированные суммы на «исполнение наказов избирателей». Но распоряжаться ими не напрямую, как когда-то мечталось, а через местные бюджеты, заранее согласовывая с главами районов объекты и работы, которые надо профинансировать. Это и стало именоваться «депутатскими фондами».

Вновь «гром грянул» в 2014 году, когда в условиях санкций, экономического кризиса и банкротства ряда крупнейших предприятий-налогоплательщиков пришлось резко затягивать пояса. Сначала единовременным решением часть «депутатских денег» направили на софинансирование мероприятий по подготовке к 350-летию Улан-Удэ. Из-за нерасторопности городской власти эти средства не были вовремя освоены.

Потом появилось предложение собрать все «депутатские деньги» в общий котел и направить их на поддержку сельского хозяйства. К примеру, на дополнительное финансирование овцеводства.

– Я сразу сказал, что готов поддержать, – заявил ИА «Байкал-Daily» тогда еще вице-спикер Бато Семенов. – Мы могли бы год потерпеть, зато сделать прорыв.  

Но прорыв не состоялся. В 2016 году выделение «депутатских денег» все-таки приостановили. Что вызвало сильное возмущение в Народном Хурале. Депутаты готовы были «что-то где-то «резать», но только не свои «фонды».

– Это абсолютно никого не устраивает! И городские, и сельские депутаты людям уже пообещали – там детскую площадку, там школу отремонтировать, ДК, – негодовал Анатолий Кушнарев.

«Ярмарка тщеславия»   

Давно подмечено, что особенно трепетно относятся к «депутатским фондам» парламентарии, работающие на освобожденной основе. Проще говоря, на окладах. В отличие от коллег, которые занимаются бизнесом или каким-то другим делом и по мере возможностей помогают избирателям за свой личный счет, «хуральская бюрократия» предпочитает оперировать бюджетными  средствами. Хотя и получает зарплаты, исчисляющиеся за год цифрами с шестью нулями. И это, согласитесь, весомый стимул для того, чтобы стараться выглядеть в глазах избирателей «добрыми волшебниками».

Пусть сельское хозяйство в упадке, промышленность банкротится, законы зачастую нелепы, социальные гарантии ничтожны, реальные доходы населения падают… Зато где-то что-то подлатали, подсветили, прикупили – и вот уже депутат может отчитаться об исполнении наказов. Хоть и за казенный счет.

Некоторые даже рассматривают это как повод увековечить свое имя. Например, на построенном в 2013 году здании центра общеврачебной практики и функциональной диагностики в Бичуре красуется «мемориальная доска», сообщающая о том, что этот объект якобы возведен «в рамках исполнения наказов избирателей депутату Народного Хурала Республики Бурятия Павлову Владимиру Анатольевичу». Хотя строился центр, разумеется, на бюджетные (читай – народные) средства. И даже не из «депутатского фонда», а в рамках целевой республиканской программы «Развитие здравоохранения Республики Бурятия».



Конечно, это крайний, глубоко комичный, на наш взгляд, случай. Представьте, если бы по примеру вице-спикера и секретаря политсовета БРО «Единая Россия» все остальные депутаты возжелали себе «мемориальные доски» на каждом построенном за казенный счет объекте. Все они, как и Владимир Павлов, принимают участие в формировании бюджета и утверждении целевых программ. В какую «ярмарку тщеславия» превратились бы больницы, детские сады, школы!

А что делать, например, учителям? На каждого успешного выпускника ставить метку: «Выучил такой-то»? Врачам – клеймить выздоровевших пациентов? Зоотехникам – привязывать на хвосты телятам визитные карточки? Ведь все это такая же работа, как и исполнение депутатами наказов избирателей…

«Скоропостижные поправки»

Если же говорить серьезно, то лучше каждому заниматься своим делом. Депутатам – законами, правительству – экономикой, бизнесу – развитием, муниципалитетам – ремонтом школ, ДК и, кстати, уборкой снежных завалов. Возможно, тогда и наступит желаемый порядок и эффективность на всех уровнях власти.

Пока же неуемное стремление отдельных избранников заработать очки у избирателей за счет «депутатских фондов» вообще оборачивается неосвоением бюджетных средств. Иными словами, лишь усугубляет ситуацию на местах. О чем прямо говорилось в июне этого года на заседании правительства, посвященном этой острой проблеме.

– Некоторые изменения в бюджет мы принимаем буквально на коленках, например, некоторые скоропостижные поправки депутатов. Это касается, например, спортивного зала в селе Инзагатуй Джидинского района.  Мы сколько раз предупреждали, что по этому объекту нет ПСД, но все равно его включили в бюджет 2016 года и 2017 года. Так же произошло и с Цолгой, хотя там в этом году хотя бы документация есть, – приводит ИА «Восток-Телеинформ» слова тогда еще первого вице-премьера Иннокентия Егорова.   

Очевидно, что «материализация курочек и раздача слонов» за счет бюджета лишь тормозят развитие сельских территорий. Если «навести косметику» на ветхих стенах школы, станет ли она от этого новой и современной? Если отремонтировать один из десяти километров худой дороги, превратится ли она в автобан? Если построить детскую площадку ребятишкам, которые недоедают и плохо одеты из-за отсутствия работы у родителей и реальной социальной поддержки, будет ли их детство по-настоящему счастливым?

Только концентрируя средства и усилия на ключевых направлениях и объектах, можно что-то реально изменить к лучшему. В определении этих «точек роста» как раз и могло бы пригодиться знание депутатами ситуации на местах.

Думается, дискуссия о целесообразности существования «депутатских фондов» будет продолжена, как и пообещал Алексей Цыденов. Но, вероятно, уже в новом составе Народного Хурала.

Станислав Сергеев, «Номер один»
Фото: «Номер один»
Теги
Политика

Читайте также

В Бурятии мать полгода пытается найти виновным в смерти девятилетнего сына
Ребенок внезапно умер после лечения от лишая
20.04.2024 в 07:00
Ансамбли Бурятии приглашают на фестиваль-конкурс «Пою мою республику»
Подать заявку на участие можно до 5 мая
19.04.2024 в 18:02
В Улан-Удэ адвокат сам оказался на скамье подсудимых
По версии следствия, защитник обманом вытянул деньги со своей клиентки
19.04.2024 в 17:53
В Бурятии заработал проект от Росреестра «Земля для туризма»
Инвесторы могут выбрать себе участок для туристического бизнеса
19.04.2024 в 17:44
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.