14.04.2018
Болевые точки республики
Юлия Жамбалова – о том, с какими бедами к ней приходят чаще всего

6 декабря 2017 года исполнилось пять лет со дня принятия закона «Об уполномоченном по правам человека в Республике Бурятия». За это время к Юлии Жамбаловой поступило порядка пяти тысяч обращений. О самых болевых точках республики – из первых уст. 

Больше всего жалоб – от осужденных 

Юлия Жамбалова признается: больше всего обращений и жалоб поступает от обвиняемых (подозреваемых), осужденных и их родственников. Жалуются на материально-бытовые условия в местах принудительного содержания (СИЗО, изоляторы временного содержания отделов полиции, исправительные колонии), питание, неоказание либо некачественное оказание медицинской помощи, отказ администрации учреждения  на передачи или свидания с родными.

– Мы напрямую работаем с руководством Управления ФСИН по Республике Бурятия, МВД по Республике Бурятия,  – рассказывает Юлия Жамбалова. – Постоянно посещаем ИВС, СИЗО и колонии, ведем прием граждан. На обращения об угрозе жизни и здоровью, применении физического насилия и специальных средств реагируем незамедлительно в течение суток. Не все доводы заключенных находят свое подтверждение, но обоснованные жалобы имеются. Например, в ЛИУ-5 была выявлена  выдача лекарственного препарата без назначения врача, некачественное ведение медицинской документации. По результатам служебной проверки  должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

По мнению омбудсмена, в республике «хромает» вопрос ресоциализации таких лиц. Так, за прошлый год в аппарат уполномоченного обращались люди, отбывшие наказание, с просьбами помочь им с жильем и трудоустройством.

– После отбытия наказания этим людям некуда идти. Поэтому они приходят к нам. В «Шансе», который якобы всем помогает, они просто ночуют, получают прописку. Полноценной помощи, чтобы они себя почувствовали обычными людьми, гражданами  – нет. Работодатели не заинтересованы брать этих граждан, – делится тонкостями работы Юлия Жамбалова. 

Кроме того, многие, имея в прошлом статус сироты, не были поставлены на учет и обеспечены жильем, в аппарате помогают восстановить утраченное право, в связи с возрастными ограничениями. 

Дольщики, самоволки и холод в квартирах

Пожалуй, один из самых главных поводов для обращения к Юлии Жамбаловой – это жилищные проблемы. 

– В большей степени у нас граждане жалуются на такие вопросы, как переселение из районов Крайнего Севера. Очереди там большие. Люди ждут годами, когда очередь дойдет до них, например, за период 2012–2016 годов выплачены субсидии пенсионерам, вставшим на учет в 1995 году,  – рассказывает омбудсмен. 

В центре внимания и вопросы долевого строительства. Юлия Жамбалова уверена: проблема постепенно решается, власть начала слышать людей.

– Понимание есть. Правительственная комиссия работает, есть сдвиги. Каждый дом рассматривают, с каждым власть разговаривает отдельно, – уверяет уполномоченный. 

Есть положительные результаты и в вопросе самовольного строительства. 

– Конечно, есть еще болевые точки, но тем не менее сдвиг пошел. Позиция главы Бурятии Алексея Цыденова  – решить этот вопрос – дает свои плоды, – добавила Юлия Жамбалова.

Имеются нерешенные проблемы по аварийному жилью. Без федерального софинансирования переселить граждан, проживающих в домах, признанных аварийными после 1 января 2012 года (достаточное количество), невозможно. Но определенная работа проводится, в том числе путем заключения договоров с инвесторами о развитии территории, которые принимают на себя обязательства расселить граждан из аварийного дома. 

Забыть, что ты – сирота

Отдельный вопрос к властям – качество построенного жилья для детей-сирот, для переселения из аварийного жилья. Например, для детей-сирот приобрели у застройщиков и на вторичном рынке 1200 жилых помещений, из них 65 уже признаны аварийными. 
    
Уполномоченный предложила властям новый вариант для заселения сирот в собственное жилище. Так, сейчас на согласовании в правительстве – покупка квартир для сирот на первичном и вторичном рынке. Реализация такого проекта поможет решить еще одну важную проблему. 

– Когда сирота попадает в подъезд, где живут люди без этого статуса, он быстро забывает о том, что он сирота. Вклинивается в общий соседский процесс. А когда 20–30 квартир в одном доме, и каждая с сиротой, конечно, это проблема, – говорит Юлия Жамбалова.

Кроме того, сироты могут строить свои дома сами. 

– Есть примеры, когда на земле сирота строит дом. Мы разговаривали с ребятами – это здорово. Ему некогда думать о каких-то вещах. У него голова болит, что надо топить, надо дом содержать. И хоть клочок земли, но у него свой есть, – констатирует омбудсмен. 

Нет аптек и ФАПов

Второй год идет рост числа обращений к уполномоченному по правам человека в Бурятии по качеству оказания медицинской помощи. В 2016 году в республике было несколько детских смертей.

– Довели до ситуации, когда растет количество жалоб и обращений. И по проверкам Росздравнадзора и страховых компаний жалоба признается обоснованной. Кроме того, подтверждаются факты некачественного оказания помощи – неправильного лечения, например, – рассказывает омбудсмен.

Большие вопросы у Юлии Жамбаловой возникают и к доступности медпомощи на селе. По ее словам, не везде есть ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты). Бывает,  ближайший врач находится за 70 километров от села. И как туда добираться, неясно. Кроме того, не везде есть аптеки. «Хотелось бы более внимательного отношения главных врачей на местах», – считает Юлия Жамбалова. 

Расширение сфер работы

В 2017 году уполномоченному по правам человека пришлось открыть несколько новых разделов в своей деятельности. Например, раздел «О защите материнства, отцовства и детства».  Юлия Жамбалова разъясняет, что так или иначе поступают обращения по данной тематике, и люди крайне негативно относятся к переадресованию их обращений. Работа проводится во взаимодействии с омбудсменом по правам ребенка. 

Еще один новый раздел посвящен праву на образование. Здесь Юлия Жамбалова касается вопросов устройства в детские сады, компенсаций.

Третий раздел – защита прав потребителей. В этом направлении аппарат уполномоченного тесно сотрудничает с региональным Управлением Роспотребнадзора. Тем не менее все проверки субъектов предпринимательской деятельности проводятся по согласованию с прокуратурой. 

– Граждане сегодня требуют за свои деньги качественную работу, качественное оказание услуг. И я считаю, это правильно. Особенно пенсионеры – единственная категория людей, кто сразу оплачивает все счета, потому что они так привыкли. И когда всю зиму в квартире температура не поднималась выше 18 градусов, и приходят из ЖЭУ и говорят, что все нормально, то, конечно, это неправильно. 

Фото предоставлено аппаратом Уполномоченного по правам человека в Бурятии
Социальные комментарии Cackle
^