15.03.2017

Первый месяц правления нового ВРИО прошел быстро и незаметно. И хоть это не долгий период, не 5 и тем более, не 10 лет, итоги уже какие-то можно подводить. 

Прежде всего, все эксперты полагали, что первые после старта очки, Цыденов начнет набирать на хорошо знакомой для него теме. 

Алгоритм работы известный. Есть проблема. ВРИО собирает комиссию (рабочую группу, Совет и т.д.), обсуждает вопрос и выносит решение. При этом он тут же, демонстрируя немалый админресурс в Мск, звонит первым лицам данной отрасли (министерства, корпорации и т.д.) и заручается там поддержкой. Артиллерия сделала своё дело, дальше в бой вступают танки и пехота. 

Естественно нужно было определиться с кругом первоочередных проблем с учетом их актуальности, практической решабельности и пиар-эффекта. Здесь сразу напрашивался вопрос по сверхвысоким авиатарифам, который ограничивает не только транспортную доступность Бурятии, но и развитие туризма. что является, как ВРИО заявил на встрече с Путиным, одним из ключевых приоритетов развития экономики республики. 

Вначале, как и полагается, ВРИО сам обсудил вопрос на уровне "генералов", в том числе с министром транспорта России. Казалось бы дело в шляпе. На утряску технических деталей с авиакомпанией S7 ушел уже наш министр Козлов. По результатам встречу он отчитался и пресс-служба распространила радостную весть: авиатарифы будут уже на днях снижены. И они понизились!... 

Но далее последовал ледяной душ. Уже через неделю тарифы выросли, а авиакомпания заявила, что это была лишь их временная акция, никак не связанная с активностью наших властей. Нельзя передать степень разочарования наших сограждан, собиравшихся лететь напрямую из Улан-Удэ, а не через Иркутск или Читу. Приехали!...

Мы пока не располагаем конкретными практическими результатами по другим такого же рода рабочим вопросам, которые уже были озвучены за эти первые недели. Такими, например, как дольщики недостроек, переселение из аварийного жилья, дополнительных заказов из Минобороны для загрузки мощностей УУАЗ и т.д. 

Безоговорочно в актив Цыденову похоже можно занести лишь договоренность о кредитовании АО "Молоко", решение по пригородным электричкам, решение о сохранении статуса федеральной турзоны в Турке, миллиард на дороги в Улан-Удэ (хотя последнее скорее всего наработки Наговицына, доставшиеся по наследству новому ВРИО). 

Крайне неприятным для Цыденова безусловно оказался горящий вопрос по федеральному проекту по Байкалу. Мало того, что он стоит на повестке у ОНФ, правительства РФ, за ним следит лично Путин! Потому что он, как и все остальные, понимает, что Байкал - это вопрос репутации России во всем мировом сообществе! Поэтому сроки крайне жесткие (уже 22 марта подведение итогов работы) и контроль со стороны всех структур, в том числе и силовых, ведется сверхплотный. В отличие от Иркутской области мы здесь опаздывали хронически. 

Более того, подавляющая часть федеральных средств (до 85%!) на охрану озера от загрязнения все последние годы уходила нашим соседям. И все потому, что наши чиновники оказываются в разы слабее иркутских коллег и менее расторопными. И это несмотря на то, что в составе федеральной комиссии находятся 2 (двое) наших земляков, душой болеющих за Бурятию! Все проблема упирается в отсутствие нормальных подготовленных проектов и их согласовании на федеральном уровне.

В связи с этой ситуацией мне вспомнился недавно старый анекдот про лошадь. Пристала лошадь к игрокам на ипподроме: "Поставьте, - говорит, - на меня, ну поставьте!" Те ей в ответ говорят: "Ну ты же старая, больная, да и не выигрывали никогда!" А она им: "Да я здоровая уже, и чувствую, что сегодня лучше всех! Ну поставьте на меня!" Поставили игроки на неё. Та, круга не пробежав, упала и не встала. Игроки после скачек на неё наехали: "Знаешь, дура, сколько мы из-за тебя денег проиграли??!" А она им в ответ: "Ну не шмогла я, ребята, не шмогла..".

Сегодняшнее отставание республики не только по Байкальскому проекту, но и по всем остальным вызвано не мировым кризисом, не зависимостью России от нефтяной иглы, не нежеланием Москвы поддерживать Бурятию... Вовсе нет! 

Оно вызвано в первую очередь тем, что наши чиновники находящиеся на ключевых позициях, хронически не справляются со своими прямыми обязанностями, и в том числе и в том, что касается подбора профессиональных кадров. Они не в состоянии понять суть проблемы, не могут подготовить нормальные документы, согласовать их не только в федеральных министерствах и ведомствах, но и порой даже у себя в республике. 

Кризис управленческой системы региона начался конечно не сегодня, а еще в 90-ые годы во времена правления Потапова, но именно сейчас он приобрел форму коллапса, когда в своеобразном ступоре оказалась по вину управленцев вся республика. И заложником этой ситуации в настоящее время оказался новый ВРИО. Чтобы он не делал, какие бы решения не выносил, эта телега ехать не может, даже если её стегать кнутом. Ну не может она ехать по природе своей! 

Когда-то мой научный руководитель объяснял мне разницу в уровнях научного мышления. Если человек изучил одну методику и делает все исключительно по ней одной - он просто исполнитель. если этот человек может изменять методику и даже разрабатывать другие методики - он достигает уровня инженера. Если же он понимает основы разработки методик вообще - он подлинный методолог. 

Наши чиновники к сожалению находятся в большинстве своем на первом уровне. И это нормально. Но выше их сидят такие же исполнители, но только имеющие более высокий формальный статус, что, тем не менее, не дает им знания разработки новых методик. Грубо говоря, они все могут решать лишь одну задачку и лишь одним и тем же методом. Стоит же им задать другую задачу или попросить решить старую, но другим методом - они тут же впадут в ступор. Как и сейчас. 

Это - методологический корень паралича республиканского управления. Решается он просто - привлечением на ключевые позиции специалистов хотя бы уровня инженеров, а еще методологов. Но удастся ли сделать это Цыденову - большой вопрос, учитывая уже сделанные им публично обещания.
Социальные комментарии Cackle
^