Улан-удэнцы лечат жен-шоппингоманок у психолога
"Синдром ненужных трат" очень распространен
Действительно, трудно удержаться от соблазна, когда попадаешь в изобилие товаров, где все сверкает и манит красочными упаковками, где играет приятная музыка, а обслуживающий персонал чуть ли не в ноги тебе кланяется. Реклама льется на нас из радиоприемников, с телеэкранов, с фасадов домов, из стеклянных витрин, с глянцевых обложек журналов, с сайтов Интернета. Потому неудивительно, что год от года людей, одержимых покупками становится все больше. Самое последнее обозначение магазинной зависимости — болезнь ониомания или шопингомания.
Психиатры считают, что этой болезнью страдает уже 10% населения планеты, и эпидемия охватывает все больше и больше людей: Интересно, а в нашем городе есть шопингоманы? За ответом на этот вопрос мы отправились к практикующему психологу психологического центра "Дэлис" Светлане Козыревой.
Улан-удэнка потратила состояние, стараясь завоевать любовь
— На самом деле шопингоманов значительно больше, чем кажется на первый взгляд, — делится своими наблюдениями Светлана Козырева. — Просто не каждый сознается даже самому себе, что он одержим какой-то манией, не то что пойти к психологу. Но несколько человек ко мне все-таки обращалось.
Больше всего запомнилась женщина, которую привел ко мне ее супруг. Хорошо одетая, очень приятная, с виду, конечно, и не скажешь, что у нее есть какие-то проблемы. Оказалось, что она делала покупки, часто совершенно бессмысленные, настолько часто, что им с мужем пришлось продать машину и взять денежный кредит в банке, чтоб расплатиться со всеми долгами. После нескольких бесед с ней мне стало понятно, что женщине просто не хватало внимания со стороны мужа: он всегда на работе, а она дома с ребенком. Муж, приходя домой, смотрел телевизор и ложился спать. У женщины возникло ощущение, что ее не любят, уделяют мало внимания.
Отсюда тяга к покупкам: дескать, сейчас куплю новую косметику или одежду, и муж на меня обратит внимание, влюбится, как прежде, без памяти, и все будет хорошо. Кроме того, удовольствием от покупок эта женщина компенсировала отсутствие любовного удовольствия. После нашей работы она осознала, что все это самообман, нужно действовать как-то иначе.
Надо отметить, что от вредной привычки избавиться нелегко, нужна не только сила воли, но и помощь специалиста-психолога.
Удовольствие от покупок заменяет другие радости
По словам психолога, так или иначе, эта проблема — отражение каких-то неудовлетворенных потребностей. Надо задуматься, что вы этим заменяете. Почему постоянно тянет что-то купить. У человека включается своеобразный защитный механизм, когда неудовлетворение своих потребностей влечет за собой такую замену — страсть к покупкам. Иногда это происходит на уровне подсознания. Где-то человек не актуализировался, не реализовался. А этот наркотик на время дает внутреннее удовлетворение. Так или иначе, нужно посетить психолога и выяснить, в чем же истинная причина шопингомании.
— В крайнем случае можно использовать трансовую технику, — говорит Светлана Козырева. — Это легче, чем гипноз: во время транса человек осознает все как обычно, только некоторые слова влияют на него сильнее, потому что фразы построены по-особому.
А внутренняя причина страсти к покупкам, конечно же, у каждого своя. Типичный пример: женщина вырастила детей, она ощущает пустоту, не чувствует себя привлекательной, думает, что муж ее игнорирует. Но это порочный круг: с одной стороны, бездумная трата денег приносит чувство облегчения, но с другой — вызывает негативные последствия, чувство вины и стресс.
Круче, чем секс
Психолог утверждает, что по статистике более половины женщин испытывают от шопинга большее удовольствие, чем от секса. А почти треть женщин чувствуют себя глубоко удовлетворенными благодаря нескольким часам, посвященным удачному шопингу. При совершении покупок представительницы прекрасной половины человечества испытывают потрясающий эмоциональный подъем, так как в их мозге вырабатываются примерно те же химические вещества, как и при занятии сексом: эндорфины, энкефалины и норадреналин. Интересно, что при помощи магнитнорезонансной томографии ученым удалось измерить электрическую активность в коре головного мозга женщинпокупательниц, а именно в отделе коры, отвечающем за здравый смысл и рациональное мышление. Результаты показали, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у них практически полностью исчезает, а напряжение в отделах, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, нарастает до предела.
Приобретение какой-либо вещи, украшения или косметики — это способ успокоить себя, вознаградить, утешить за какието жизненные неурядицы. Казалось бы, как все замечательно: удовольствий хоть отбавляй. Однако все не так чудесно. В мире уже зафиксировано несколько случаев самоубийств шопинголиков, которые задолжали банкам и знакомым и лишились возможности получать свой "наркотик" — покупки. Будем надеяться, что в Бурятии дела до этого не дойдет.