Двойной удар по водителям
По данным Министерства внутренних дел России, в 2006 году в стране за нарушения правил дорожного движения были наказаны 45 миллионов водителей. Некоторые наказания ограничивались небольшими суммами в 100, а то и 200 рублей, несмотря на то, что водителями были допущены достаточно серьезные нарушения. В результате внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях штрафы будут увеличены примерно в десять раз.
К примеру, в законопроекте штраф за проезд на запрещенный знак предполагается от 1 тысячи до 1 тысячи 500 рублей. Кроме того, предполагаемые поправки предусматривают двукратное и более увеличение штрафов практически за все правонарушения. Если водитель задержан сотрудником ГИБДД в нетрезвом состоянии, то нарушителю придется выплатить штраф в размере пяти тысяч рублей. За это же правонарушение можно получить и другое наказание — административный арест на 15 суток. За управление автомобилем без прав придется отдать 2,5 тысячи рублей. Теперь водителям придется и более внимательно следить за тем, какой свет горит на светофоре, потому как в случае проезда на красный в отношении нарушителя будет применяться жесткая мера — лишение водительского удостоверения на 4 месяца или штраф до 1,5 тысячи рублей. На такую же сумму водитель будет оштрафован и за превышение скоростного режима.
В общей сложности новая редакция Кодекса об административных правонарушениях предусматривает увеличение штрафов в среднем в пять и более раз. Вместе с тем некоторые представители правоохранительных органов Бурятии считают, что штрафные санкции, например, 15 суток ареста за управление транспортом в нетрезвом виде, могут усилить коррупцию. Более того, обоснованность наложения ответственности на водителя в таких случаях, как проезд на красный свет, возможна только при применении технических средств, которые вряд ли удастся установить у светофоров Бурятии. В Улан-Удэ, как известно, до сих пор не могут разобраться, кому вообще принадлежат светофоры и кто их должен обслуживать. А на то, что с водителя не будут требовать штраф в 2,5 тысяч рублей за наезд только одним колесом на встречную полосу, можно только надеяться — это будет зависеть от практики применения закона.
Разработчики проекта утверждают, что в некоторых экспериментальных регионах будут установлены фото- и видеокамеры наблюдения. Удовольствие это дорогое, а потому обеспечить все магистрали необходимым оборудованием МВД России пока не может. Другой выход, который предлагают депутаты Государственной Думы, — возложить часть расходов по продвижению нового законопроекта на страховые компании, которые якобы должны быть заинтересованы в том, чтобы на дорогах страны случалось как можно меньше аварий. Было бы интересно узнать, войдет ли Бурятия в число этих самых экспериментальных регионов и найдется ли у нас такая страховая компания, которая возьмет на себя расходы по установке необходимого оборудования на светофорах и дорогах республики?
В Бурятии количество автотранспорта растет год от года. Число автомобилей только в прошлом году увеличилось на 140 тысяч. Машин становится больше, однако качество дорог не улучшается, а даже наоборот. Мало того, что в Бурятии не строится новых трасс, так еще и наблюдается вечный дефицит средств на ремонт старых магистралей. В Улан-Удэ, например, не везде имеется качественное освещение дорожного полотна, а капитальный ремонт городских улиц, который муниципальные власти откладывают год от года, увы, лишь способствует увеличению числа ДТП в столице Бурятии. Взять хотя бы дорогу, которая связывает центральную часть города и поселок машзавода. В свое время было принято решение о ее ремонте. Однако уланудэнский муниципалитет посчитал, что важнее будет провести здесь достойное освещение. Теперь на этой дороге в темное время суток в свете ярких неоновых ламп очень хорошо видны все кочки, ямы и рытвины. Ужасающее состояние дорог наблюдается практически по всему городу, а в частном секторе особенно. Есть районы, к примеру, п. Аршан или Лысая гора, где дороги отсутствуют в принципе, а водителей, рискнувших передвигаться по изрытым ямами и колдобинами направлениям, можно сравнить разве что с камикадзе.
В связи с катастрофическим состоянием дорог в Улан-Удэ было бы целесообразно наряду с изменениями в Кодекс об административных нарушениях ввести штрафные санкции и для властей, которые своевременно не ремонтируют дороги. Не провел плановый ремонт — штраф. Не расширил трассу, создал аварийную ситуацию — арест на 15 суток. Ведь далеко не во всех случаях виноваты водители.
Однако пока речь идет об ужесточении мер только в отношении водителей.