"Правила игры изменяются"
— Одним из показателей эффективности размещения госзаказа является разница между начальной и конечной закупочной ценой. В 2009 году мы провели торгов на 6,68 млрд руб., при этом получили экономию 968,7 млн руб., т.е. 15%. Ранее, в 2007 году, при обилии "дорогих" строительных конкурсов мы выходили на цифру свыше 500 млн руб., в позапрошлом году — более 300 млн руб.
Что означает почти миллиард рублей экономии? По сути это дополнительные доходы бюджета. Ежемесячно данные об экономии по каждому ведомству передаются нами в республиканское министерство финансов, откуда направляются в правительство РБ. И там уже решается: или экономия уходит в бюджет, или деньги остаются у госзаказчика, который тратит их на закупки дополнительных товаров, работ, услуг или расходует на иные цели.
Кроме прямой эффективности, которую можно измерить в денежном эквиваленте, есть еще и косвенная эффективность. Например, с введением автоматизированной информационной системы АИС "Госзаказ РБ" мы расширили электронный документооборот и, соответственно, сократили бумажный, примерно на 30 тыс. документов в год. Также благодаря этому существенно снижены, на 30—40%, трудозатраты госзаказчиков — министерств и ведомств.
В самом агентстве в 3—4 раза повысилась производительность труда. В начале своей деятельности, два-три года назад, мы проводили 280—300 торгов, в минувшем году проведено 725 конкурсов и аукционов и в них 3674 лота. И это при том же количестве штатных единиц.
— В прошлом году, по информации от агентства, не раз слышалось понятие "сводный план-график госзакупок". Что он из себя представляет?
— Это пообъектный план-график размещения госзаказов, то есть "Сводный план". Все 350 республиканских бюджетных учреждений, а также все министерства и ведомства расписали, что, когда и в каком количестве они собирались покупать в течение года. Мы увидели подробную картину трат ведомств. Это впервые сделано в Бурятии, и это была непростая работа.
Достаточно сказать, что в процессе подготовки Сводного плана появлялись неоднозначные вопросы. Например, некоторые распорядители бюджетных средств могли заявлять: "Мы еще пока точно не знаем, что будем покупать на выделенные средства".
Также хочу заметить, что на сегодня Сводные планы отсутствуют не только в подавляющем числе других регионов, но и на федеральном уровне. Мы в этом смысле являемся первопроходцами, чем вызвали немалое удивление у наших коллег из других регионов и представителей Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы, когда летом 2009 года в Улан-Удэ приезжала делегация из Москвы.
— Что будет происходить с электронными торгами на территории Бурятии в связи с новыми решениями федеральных властей?
— Правила игры изменяются. С будущего 2011 года все региональные электронные торговые площадки (несмотря на то, что мы самостоятельно провели 3600 аукционов) прекращают свое существование в рамках изменения действующего законодательства. Останется всего пять федеральных. И все электронные торги, в том числе и по Бурятии, будут проводиться только там. При этом большинство предметов закупки будут отнесены к обязательному размещению только через электронный аукцион, который превращается в основную форму торгов в Российской Федерации.
В настоящий момент республика участвует в конкурсе на право размещения у себя федеральной электронной площадки. Мы были единственными регионалами в конкурсе из Сибири и Дальнего Востока. Подведение итогов еще не завершено. Но, по моему прогнозу, электронные торговые площадки будут работать в основном в Москве.
С 2011 года появится единый федеральный портал по государственным закупкам. Основная наша задача в связи с этим — интегрировать нашу систему АИС "Госзаказ Республики Бурятия" с этими федеральными площадками и общефедеральной системой, чтобы местные поставщики и заказчики могли безболезненно торговать там с нашей помощью.
— Нельзя не спросить о сговорах в ходе государственных закупок в Бурятии, тем более Вы ранее уже публично заявляли о своих подозрениях...
— В прошлом году по проведенному агентством анализу отмечается порядка 70 случаев, когда торги завершились с признаками сговора, определенными ФАС России. К сожалению, это стало массовым явлением, что позволяет говорить о формировании и функционировании своеобразного "рынка сговоров". И понятны действия участников торгов, пользующихся несовершенством, пробелами в российском законодательстве.
Чем опасен сговор? Прежде всего появлением организованной группы лиц с четкими намерениями. Мы не можем исключить в связи с этим появление криминала. В том числе угроз и запугивания участников торгов. Второй немаловажный фактор, при появлении группировки, — желание воздействовать на государственных служащих. Это опасно.
Пока единственным решением проблемы предлагается дальнейший перевод всех торгов в электронные аукционы. Также на федеральном уровне готовятся поправки в закон об отмене запроса котировок как самого непрозрачного вида госзакупок. Кроме того, изменяется законодательство в отношении самого понятия "сговор". В прошлом году в Уголовный кодекс уже внесена статья "ценовой сговор" (раньше ее не было).
— В завершение: какие задачи ставятся перед Агентством в наступившем 2010 году?
— Хотелось сказать, что в работе агентства есть еще резервы повышения ее эффективности. Так, в этом году мы планируем провести больше торгов на однотипные товары, работы и услуги через совместные конкурсы и аукционы, что позволит, с одной стороны, сконцентрировать закупки, сделать их более привлекательными для поставщиков, а с другой стороны, позволит оптимизировать работу и госзаказчиков и агентства.
Необходимо нам совместно с государственными заказчиками добиться снижения количества несостоявшихся торгов, поскольку в этом случае размещение заказов проводится повторно. Основную проблему здесь мы видим в неверном определении начальной цены или периодов поставки товаров, выполнения работ.
Будет продолжена работа по развитию системы АИС "Госзаказ" и ее интеграции с федеральными электронными площадками и официальным порталом госзакупок РФ. В этой связи мы надеемся организовать конструктивное взаимодействие не только с государственными, но и с муниципальными заказчиками.