Модернизация наоборот

К 2013 году Бурятия должна полностью пересесть с маршруток корейского производства на автомобили, собранные в России. К этому нас обязывают новые правила сертификации пассажирского транспорта. Республике на перевооружение потребуется несколько миллиардов рублей. Которых, в общем-то, взять неоткуда.
A- A+
1000 ненужных "Истан"

В Улан-Удэ ежедневно по маршрутам ходит около 1000 микроавтобусов. В большинстве своем это автомобили корейского производства. Один из самых популярных видов пассажирского транспорта — корейские микроавтобусы "Истана" — должны будут исчезнуть с улан-удэнских дорог. Сотни перевозчиков будут вынуждены продавать свои автомобили и закупать новые. При этом спрос на продаваемые автомобили упадет до нуля. Кому будут нужны эти машины в таком количестве? Никому.

Поэтому те, кто имеют возможность, продают "Истаны" сейчас и готовятся к 2013 году. В Управлении транспорта и связи Улан-Удэ рапортуют: процесс замены корейских микроавтобусов на российские идет довольно серьезными темпами:

— Наверно, все уже заметили, что на дорогах появились новые "Газели", "Тойота Хайс", "Форд Транзит", "Фиат Дукато" и другие. Водители меняют автомашины, — объясняет исполняющий обязанности начальника управления транспорта и связи администрации Улан-Удэ Борис Семенов.

По словам Бориса Семенова, с водителями регулярно проводят беседы, их постоянно стимулируют, чтобы они приобретали новые автомашины. Но на замену автопарка сейчас есть средства лишь у крупных предприятий, которые и перевооружаются довольно активно.

— Парк обновляем. Мы закупили 46 новых "Газелей". Порядка 13 штук "Фордов" и "Фиатов". И это только начало. Так что, хотим или не хотим, мы будем, конечно, это делать, — говорит главный инженер ОАО "Городские маршруты" Алексей Кожевников.

Нет денег

Но индивидуальные предприниматели, имеющие одну машину, пересаживаться с "Истан" не спешат.

— Они рассуждают так: впереди еще два года. Почему бы эти два года не попользоваться машинами, которые по надежности гораздо лучше, чем "Газель"? Даже новая, — говорит Алексей Кожевников.

Перевозчики от грядущих новшеств не в восторге. И дело не только в том, что большинство "маршрутчиков" не знают, где взять средства на покупку нового автомобиля (им, например, банки почти не выдают кредиты). Больше всего угнетает то, что альтернативы всем полюбившимся комфортным "Истанам" нет. Водители вынуждены покупать "Газели", которые по всем параметрам отстают от корейских микроавтобусов.

— Я купил сейчас новую "Газель", — говорит бригадир 30-го маршрута Константин Комиссаров. — Вы представляете, что такое отечественный автопром? Качество, комфорт — все не то. Я, честно говоря, в ужасе. За 500 тысяч рублей. Я отдал за машину полмиллиона, и вот теперь мучаюсь с ней. Причем никакого комфорта как для водителя, так и для пассажиров. А если покупать более или менее нормальную машину — "Форд", "Фиат" или "Тойоту" — это все стоит за миллион.

Складывается очень тяжелая ситуация для перевозчиков. Машины, которые сопоставимы по комфорту и качеству с "Истанами", стоят не подъемных для водителей-предпринимателей денег. "Газель" вроде бы по карману, но по качеству она совершенно не устраивает перевозчиков, да и пассажиров.

Назад, в 90-е

Водители жалуются, что зимой в "Газелях" очень холодно, расход топлива значительно выше. Есть даже мнение, что ездить в таких машинах небезопасно.

— Машина сырая. "Газель" действительно не обладает ни жесткостью, ни прочностью кузова, обеспечивающей безопасность пассажиров. Кузов, как картон, рвется, ползет по трещинам. Сиденья прикручены на маленькие болтики, ремни примитивные. Расстановка сидений просто опасна для жизни. А если "Газель" выезжает на трассу, то на большой скорости опасность для каждого пассажира вырастает многократно. Представьте, что такое ехать на "Газели" на расстояние 150—200 км на таких сиденьях-"табуретках". Пассажиры отказываются ехать на таком транспорте! — возмущаются перевозчики.

В принципе, мнение водителей в мэрии знают. Вот только когда установка "поддерживать отечественный автопром" дана "сверху" — тут уж ничего не поделаешь.

— Вопросы возникают, конечно. Но "Газель" - машина отечественного производства. А есть понятие такое — поддерживать отечественного производителя. Одобрение дают им. А мы закон не имеем права переписывать, — заметил Борис Семенов.

Чем ближе 2013 год, тем больше будет накаляться ситуация.

И очень вероятно, что, когда срок наступит, мы не успеем пересесть на новый автопарк. И тогда вернемся во времена начала 90-х, когда систему государственного общественного транспорта Улан-Удэ настиг коллапс.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.