Аэропорт «Байкал» усыновили

Зачем компании «Метрополь» непривлекательный актив?
A- A+
На прошлой неделе «Метрополь» таки объявил официально о покупке международного аэропорта «Байкал». Теперь «Метрополь» попадет в неизбежное сравнение с прежним инвестором и будет пытаться вкладывать деньги в объект на фоне неочевидной коммерческой привлекательности. \\

Судьба аэропорта «Мухино», впоследствии «Байкал», достойна сценария производственного триллера. Стратегический объект региона, на который, естественно, молятся как на «окно» во внешний мир, сначала стал разменной монетой в чужом бизнесе.

Инопланетные инвесторы \\

Напомним, в 2007 году авcтрийская компания Meinl Airports International приобрела актив в 2007 году за 24 млн долларов у структур совладельца альянса AiRUnion Бориса Абрамовича. Как он попал в руки братьев Абрамовичей, тоже можно роман написать, но это уже совсем давняя история. Просто можно констатировать, что республиканская власть проявила тогда себя не самым лучшим образом.

В первое время после сделки с австрийцами и правительство Бурятии, и российский бизнес находились в легкой прострации. И никак не могли взять в толк, зачем единственным в России международным инвесторам в аэропортовом бизнесе сдался некрупный актив на окраине России. Тем более за озвученную сумму в 24 миллиона долларов. Оно того не стоило.

Meinl Airports International еще более усугубил впечатление от сделки во время презентации. Заявив, что собирается привлекать туристов и таким образом обеспечивать пассажирооборот за счет паломничества буддистов. И обнародовало странные планы по строительству дацана вблизи аэропорта и гостиницы для верующих. Журналисты смотрели на иностранцев, как на инопланетян.

Уже после того кого, австрийцы более года не подавали признаков инвестиционной и вообще какой-либо активности, в правительстве Бурятии выдвинули логичную версию происходящего. Географическое и геополитическое расположение аэропорта «Мухино» волновали других субъектов рынка, в частности Красноярск. Чисто случайно собственниками тамошнего аэропорта также были структуры, подконтрольные Абрамовичам. Поэтому сделка с австрийцами была планом по сдерживанию амбиций улан-удэнского аэропорта, по сути заблокировав на несколько лет его развитие.

Социальный проект \\

Далее в Бурятии сменилась власть. Вячеслав Наговицын не раз позволял себе жесткие заявления в адрес австрийцев. Также озвучивались различные предложения. Например, была идея выкупить аэропорт правительством Бурятии. Затем была идея продать уже переименованный в «Байкал» объект правительству Москвы. И, наконец, на горизонте появился неравнодушный к Бурятии Михаил Слипенчук с «Метрополем».

По сути, Бурятия вторично стоит перед вопросом, зачем им (инвесторам) оно надо. Частично ответ был получен на пресс-конференции на прошлой неделе. Представители «Метрополя» заявили:

-- Мы дали определенные публичные обязательства. Вячеслав Наговицын говорил, что эта сделка сделана по просьбе правительства Бурятии, потому что просили найти достойного инвестора, который бы взялся за это дело.

Исходя из этой фразы, можно сделать выводы, что «Метрополь» пока не видит в покупке объекта очевидной коммерческой составляющей. Компания после многомесячных раздумий пошла на сделку всего лишь по просьбе Бурятии. Слипенчук когда-то дал слово и его сдержал. Таким образом, факт покупки «Метрополем» аэропорта «Байкал» можно рассматривать, к примеру, как социальный проект «Метрополя» для Бурятии. Или как факт из истории рабочих отношений между главами Бурятии и «Метрополя». Или как закрепление Михаила Слипенчука в регионе. Но не бизнес главное.

Отдаленная перспектива \\

На отсутствие явной срочной коммерческой составляющей проекта указывают другие комментарии с пресс-конференции. В частности, «Метрополь» четко увязывает развитие аэропорта с будущей работой туристкой зоны на Байкале. Но самой зоны еще нет, когда она заработает в полную силу, не может сказать сейчас никто.

В общем, в Бурятии состоялась доброкачественная передача аэропорта «Байкал», как больного дитя, с рук на руки. Теперь «Метрополь» -- ответственный родитель будет заботиться о нем со всей моральной и материальной ответственностью. Делать анализы, лечить таблетками и примочками, одевать, обувать, давать кашу с ложки. Социальные работники в виде правительства Бурятии -- по возможности зорко следить и побуждать родителя к некоторым активным действиям.

Кстати, цена усыновления, по оценкам экспертов, составила 5 миллионов долларов. Плюсом, по всей вероятности, «Метрополь» заручился гарантиями политической стабильности от руководства Бурятии на ближайшую перспективу. Бессмысленно идти на 5-миллионную сделку в регионе, не получив надежные тылы.

Виктор Золотарев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.