Траншейная война

Сельхозпроизводители Бурятии окружают себя «противокоровьими» рвами.
A- A+
Сельхозпроизводители Бурятии окружают себя «противокоровьими» рвами.

Прожорливые стада домашней скотины, которые бродят вокруг деревень Бурятии, превратились в бич для сельских бизнесменов. Животные вторгаются на чужие земли, поедая и вытаптывая все, что попадается на пути. Эти, на первый взгляд, безобидные деревенские коровы, бараны, куры - настоящие пираты. Не хуже знаменитого Джека Воробья.

Бизнесмены считают убытки

После опустошительного набега на чье-нибудь поле сытая скотина возвращается по домам и дает хозяевам личных подсобных подворий молоко, свежие яйца, привесы. А бизнесмены подсчитывают убытки. Такая картина наблюдается по всей республике. Проблема приобрела такой размах, что впору говорить об экономической войне между крупными сельхозпроизводителями и мелкими подворьями. В ответ на набеги мобильных групп скота с частных дворов сельхозкомпании вгрызлись в землю и заняли круговую оборону. Вгрызлись в землю в прямом смысле этого слова! Выкапывают глубокие «противокоровьи» траншеи по периметру своих угодий.

- В нашем и Прибайкальском районе уже довольно много земель изрыто таким методом. В других районах, наверное, подобная практика также существует. Роют крупные предприниматели, крупные инвесторы. Неужели всю республику будем рыть так? - задается вопросом Владимир Гейдебрехт, депутат парламента Бурятии.

Лидер «единороссов» республики Владимир Павлов даже уточняет, что роют не только инвесторы, но и «все те, кто там живут и занимаются сельхозпроизводством».

- У меня на округе (Бичурский район - прим. авт.) тоже такая работа пошла. Пригнали трактор Т-150 из воинской части с фрезой и буквально моментально нарыли траншеи, огораживающие посевы, - говорит Владимир Павлов.

Траншейный опыт в Бурятию был завезен из сопредельной Монголии. Один из тамошних бизнесменов, отчаявшись спастись от набегов соседского скота, окружил свою территорию траншеями. Их общая протяженность составила 35 км.

Охрану бьют

Потравы чужих посевов не всегда идут умышленно. Некоторые разгильдяи, действительно, случайно упускают своих коров из-под контроля. Однако значительная часть сельчан целенаправленно идет на потраву. И скотина имеет солидную поддержку в лице своих хозяев, которые порой физически угрожают бизнесменам и их работникам.

- Наши охранники, которые охраняли поля, были биты местными жителями, - рассказывает Матвей Баданов, руководитель свинокомплекса «Николаевский». - Они приходят группами, запугивают, потому идти работать охранниками никто не желает. В республике мы, наверное, были первыми, кто стал окапываться. Это оказалось достаточно радикальной вещью, но мы попробовали это сделать. Нам окапывание обошлось в один миллион, на сегодняшний день. А Россельхознадзор нас еще и оштрафовал -- дескать, когда мы делаем траншею шириной в метр, мы нарушаем плодородный слой. И почти месяц мы ходили в прокуратуру.

В итоге, как рассказал Матвей Баданов, нынче у сельхозпредприятия рекордный урожай ячменя. Специалисты говорят, что такого урожая они не помнят.

- Правда, он не успевает созреть. Мы его срезаем, как зеленую массу. А если бы успел созреть, с гектара получилось бы центнеров 30, - говорит бизнесмен-практик.

У другого бизнесмена - Сергея Пашинского своя история.

- На сегодня у нас двадцать гектаров моркови безжалостно вытоптано. Звоню главе администрации, он говорит: ничего не могу сделать. Комбайн, который стоит три миллиона рублей, берется за ботву, выкапывая морковь, а морковь уже вся лошадьми или крупным рогатым скотом съедена... Траншеи - единственный способ хоть как-то уберечь свои поля. И эстетический вид они не так уж сильно портят, в отличие от заросших бурьяном и коноплей, никому не нужных полей, - говорит Сергей Пашинский.

«Пиратов» будет ловить полиция

Мнения о траншеях есть все же разные. К примеру, по мнению депутата Хурала Владимира Гейдебрехта, траншейная война - путь в никуда.

- Очень многие на земле работают и не роют. Может, между соседями будем рыть... Это далеко идущая философия, между прочим. Мы так далеко зайдем в этом безобразии, если так будем относиться к земле. Наверное, лет 200-300 назад вообще голову бы отрубили за такое отношение, - сказал депутат.

А недавно власти Бурятии сделали первый законодательный шаг в борьбе с потравами. Они наделили полицию полномочиями составлять протоколы по фактам нарушения муниципальных правил выпаса скота и содержания птицы. Таким способом в Бурятии пытаются остановить «эпидемию» потрав чужих посевов. До последнего времени полномочия составлять протоколы о противозаконном выпасе скота и выгуле птицы имели работники местного самоуправления. Судя по всему, они, как и охранники, тоже подвергаются нападкам, угрозам со стороны «сельских пиратов». Ведь мало кому охота платить штраф.

Каковы перспективы? Мировой опыт развития говорит, что в итоге победа в этой экономической войне будет за крупным капиталом, выступающим в тесной связке с чиновничеством и силовыми структурами (тогда как мелкие хозяева разрознены и не обладают властью). Стоит лишь вопрос времени. Как быстро деревенские «пираты» Бурятии отступят перед лицом полицейских сил, судов и других элементов госмашины?

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.