Гимн Бурятии на мировых пьедесталах

В истории бурятского бокса, как мне кажется, есть незаслуженно забытые  люди. Один из них Бато-Мунко Ванкеев, мастер спорта международного класса, участник Олимпиады -2004 в Афинах,  бронзовый призeр чемпионата Европы- 2006, чемпион России 2004 года. Известный в Якутии и Белоруссии боксер.
A- A+
В истории бурятского бокса, как мне кажется, есть незаслуженно забытые люди. Один из них Бато-Мунко Ванкеев, мастер спорта международного класса, участник Олимпиады -2004 в Афинах, бронзовый призeр чемпионата Европы- 2006, чемпион России 2004 года. Известный в Якутии и Белоруссии боксер.
Обстоятельства вынудили его в начале нулевых уехать в Якутию, а потом и в Белоруссию, однако этот факт не делает его менее достойным сыном Бурятии.
Будущий чемпион родился в селе Могсохон Кижингинского района в большой семье, был «отхончиком». Отец Демьян Ванкеев, сам активно занимавшийся спортом, с детства готовил сына к спортивной карьере.

К двадцати четырем годам Бато-Мунко уже стал победителем нескольких республиканских турниров, Сафронова, «Байкал» и т.д. Но у молодого человека уже была семья -- жена Виктория, пятилетняя дочурка Арюна и только родившийся сын Айдар. Нужно было кормить семью, искать работу, поэтому спортивную карьеру он собирался завершить. Однако неожиданно этим планам помешал случай, который во многом изменил судьбу несостоявшегося преподавателя физкультуры.

В 2000 году, когда в местном спорте практически не было финансирования, состоялся матч по боксу «Якутия -- Бурятия». Тогда сборная Бурятии во главе с легендарным бурятским олимпийцем Великтоном Баранниковым отправилась в Якутск. Все расходы на себя взяла принимающая сторона. Инициатором того матча был выходец из Бурятии, на тот момент президент городской Федерации бокса и заместитель мэра города Якутск Валерий Доржиев.

В составе сборной Бурятии был и Бато-Мунко Ванкеев. Так произошла знаковая встреча, которая определила их дальнейшую судьбу.

- Бато-Мунко, расскажите, с чего началась Ваша жизнь в Якутии?

- Впервые я оказался в Якутии на той матчевой встрече, которую организовывал Валерий Пурбуевич. Стадион «50 лет Победы» тогда был полон, желающих же попасть было еще больше. Тогда я явно увидел, как в Якутии относятся к спорту, как любят бокс. Мне это очень понравилось. Через некоторое время, когда я уже был в Бурятии, знакомые передали мне телефон Валерия Пурбуевича и сказали, что он хотел бы со мной поговорить. Я позвонил, и он предложил мне выступить на чемпионате республики Саха-Якутия.

Второго февраля 2001 года приехал в Якутск, в тот же день боксировал на чемпионате, и выиграл. После этого Валерий Пурбуевич предложил мне и дальше тренироваться и выступать от Якутии. Мне пообещали поддержку, зарплату, жилье, детям школу, садик, жене работу. Я долго не думал. В Бурятии мне ничего не светило: начинающий тренер, мизерная зарплата, своего жилья в Улан-Удэ нет. А тут я мог заниматься любимым делом и не думать о бытовых проблемах.

- Начали ковать победу?

- Старался. После чемпионата республики боксировал на «зоне» в Хабаровске за путевку на чемпионат России. Выиграл и поехал в Саратов. Это были мои первые российские соревнования. В Бурятии о таком я и мечтать не мог, только по телевизору смотрел, а тут задача была выиграть. Вообще Валерий Пурбуевич и личный тренер Юрий Бабенко всегда ставили передо мной высокие цели -- только медали Европы, мира и Олимпиады, ну и, выиграть чемпионат России, все остальное вообще не считалось за приличный результат.

На первом своем ЧР я выступал в весе 48 кг, хотя мой вес изначально - 51 кг. Приходилось конкретно «гонять» вес. В Саратове я проиграл. Но на следующий, 2002-й, год, выступая в своем «родном» весе в Самаре, я стал серебряным призером, уступив еще одному представителю сборной Якутии - Георгию Балакшину, ныне трехкратному чемпиону Европы и бронзовому призеру Олимпиады-2008 в Пекине.

- И все же чемпионом России Вы стали только с четвертого захода?

- Да, мы с Георием были, что называется, «вечными соперниками». Выступали в одном весе, от одного региона. Но первым номером в сборной всегда был он. Из всех встреч, которые у нас были, мне так и не удалось у него выиграть. В 2003-м также второе место, и только в 2004-м золото России мне покорилось.

- А за пределами России какие были самые внушительные достижения?

- В 2002 году я стал третьим на Кубке мира в Астане. В 2004-м победа на международном турнире памяти Феликса Штамма, этот турнир был вторым квалификационным отборочным перед Олимпиадой в Афинах. Выступил на Олимпиаде. В 2006-м была бронза чемпионата Европы в Пловдиве, Болгария. Вообще много где удалось выступить -- на международных соревнованиях, европейских, в Америке был, в Африке.

- Большинство Ваших международных выступлений зачтено за респбулику Беларусь. Как так получилсь, что из Якутии Вы вдруг попали в дружественную республику?

- Как я уже сказал, в России стабильно первым номером выступал Георгий Балакшин, но, тем не менее, на европейских рингах меня увидели белорусы и предложили сотрудничество. Они получают результативного спортсмена, а я - возможность соревноваться на мировой арене. Конечно, вопрос требовал согласования на самом верху, на уровне спортивных федераций, олимпийских комитетов двух стран. Естественно, ничего не получилось бы, если бы не Валерий Пурбуевич Доржиев. Он лично договаривался с тогдашним президентом Федерации бокса Эдуардом Хусаином, чтобы мне разрешили выступать от Белоруссии.

- В том числе флаг Беларуси Вы защищали и на Олимпиаде в Афинах?

- Скажем так, я выступал от этой республики. Но я же бурят, где бы я ни боксировал, я всегда помнил, что защищаю только свою родную Бурятию. И пусть многие говорят, что я уехал, даже предал Бурятию - это не так. Помню, после победы на международном турнире памяти Феликса Штамма в Польше зазвучал гимн Беларуси, а я потихоньку пел гимн Бурятии, есть даже видеозапись, где можно по моим губам прочитать «Таёжная, озёрная, степная...» И так всегда. Я посвящал победы родине. Хамбо лама мне так и говорил: «Помни, что ты прославляешь бурят».

- На Олимпиаде в Афинах Вы выступили не очень хорошо. Что там произошло?

- Можно сказать, что мы слишком хотели победить. За плечами были отборочные, чемпионат Европы в Хорватии, турнир Штамма, где я побил действующего чемпиона мира француза Жерома Тома. Огромное желание победы переросло в перегрузку. Я слишком рано набрал форму, и к самой Олимпиаде она пошла на спад. Просчитались. К первому бою с пуэрторикацем Хуаном Карлосом я уже был выжат как лимон. Не хватило сил и скорости, в итоге проигрыш со счетом 17:19. Я настолько расстроился, что три дня не выходил из гостиницы и даже думал бросить бокс, но быстро понял, что это моя жизнь, и надо двигаться вперед.

- И все же не часто буряты хотя бы попадают на Олимпийские игры.

- Так-то оно так. Но девиз «главное - не победа, а участие» я не приемлю. Конечно, попадание на Олимпиаду было для меня, простого кижингинского парня, культурным шоком. Олимпиада - это незабываемое зрелище: столько стран, звезд! Я видел там Эвандера Холифилда, баскетболиста Яо Миня, самого Мохаммеда Али, Энди Рудика, Мыскину, Сафина. Люди, которых я видел до этого только по телевизору, кушали в нашем ресторане в Олимпийской деревне, со многими можно было запросто познакомиться. А парад открытия я, наверное, всю жизнь буду помнить.

- Второй шанс у Вас был перед Олимпиадой в Пекине-2008. Что помешало взять реванш?

- Отборочный турнир проходил в Греции, я неплохо шел, и в бою за выход в финал встретился с турком. А выход в финал гарантировал путевку на Олимпиаду. Я считаю, что меня засудили. Я уронил турка в глубокий нокдаун, думал, выиграю. А его подняли, привели в чувство «нашатыркой», дали отдохнуть, посидеть, подняли на ноги и отдали ему победу. Это был один из самых скандальных боев. Рефери, который судил бой, зрители закидали бутылками. Судей потом вообще сняли с соревнований. Но мне от этого было не легче.

- Сейчас Вы завершили карьеру и тренеруете Наталью Шадрину. Какие надежды связываете с ученицей?

- Любой тренер желает найти ученика, который его «переплюнет», я не исключение. Наташа перспективная спортсменка, а у меня есть опыт международных соревнований, который я очень хочу передать. Если бы я в свое время не оказался в Якутии и не познакомился с Валерием Пурбуевичем, и позже с Юрием Бабенко, у которых был богатейший опыт, я не достиг бы того, чего достиг.

Не хочу сказать, что бурятские тренеры плохи. Любому тренеру и спортсмену надо развиваться. Когда же бурятский бокс варится в своем соку и из-за недостатка финансирования никуда не выезжает, то и результатов нет. Хотя при определенных условиях все достижимо - и Европа, и мир, и даже Олимпиада.

Беседовала Евгения Балтатарова.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.