Буддийское чудо в Усть- Орде
В августе этого года глава Буддийской Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев, побывав в Усть-Орде, столице Бурятского округа Иркутской области, сказал сакраментальную фразу: "Вы совершили чудо!"
В августе этого года глава Буддийской Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев, побывав в Усть-Орде, столице Бурятского округа Иркутской области, сказал сакраментальную фразу: "Вы совершили чудо!"
Слова Хамбо-ламы предназначались местным буддистам, жителям округа и меценатам, которые за 4 месяца совершили то, чего не удавалось и за 10 лет — построить просторный дацан и несколько дуганов. Как это обычно происходит в начале большой народной стройки, было множество опасений: ламы тревожились по поводу средств, волновались, как воспримут появление на своей территории буддийского храма местные жители, в основной своей массе шаманисты. Но молитвы лам были услышаны, стройка закипела, и сегодня на территории соседнего региона появился удивительный по своей красоте буддийский храм.
У входа в дацан "Тубдэн Даржилинг" нас встречает гэсгы Максар-лама. В самом храме проходит молебен Алтан Гэрэл — хурал, предназначенный для семейного благополучия. Этот дар необходим каждому человеку, однако прихожан в дацане собралось немного, мы насчитали 10 человек.
— Ноябрь у нас всегда пустой месяц, — объясняет Максар-лама, — подготовка к зиме отнимает у людей много времени и сил, а нынче особенно — не уродились кормовые, люди, скрепя сердце, вынуждены забивать скотину.
Появление дацана на своей территории западные буряты-шаманисты восприняли благосклонно. Тем более буддисты никогда не навязывали им свою религию. Шаманисты не отказываются от своей веры, проводят обряды, но в дацан все равно приходят по велению души или за помощью.
— Да и сами шаманы, когда чувствуют, что не могут человеку помочь, к нам его отправляют, особенно если дело касается серьезных болезней, — дополняет Максар-лама.
Нынешняя зима — первая для дацана. Отапливается здание храма электричеством, и потому ламы гадают, сколько киловатт понадобится для обогрева. И хотя электроэнергия в Иркутской области в разы дешевле, чем в Бурятии, служители опасаются, что отопление влетит им в копеечку.
— Но это мы переживем, преодолеем, — оптимистично заявляет Максар-лама, — главное, что дацан есть и имеются все предпосылки для его развития.
Вообще усть-ордынских лам трудно напугать бытовыми проблемами. Несколько лет назад они были командированы в Усть-Орду из Иволгинского дацана и жили на иркутской земле в аскетических условиях, вели прием в крошечной избушке, питались китайской лапшой.
В начале строительство дацана шло неторопливо, потом появились меценаты, и тут уже строители работали и днем и ночью.
— Главный толчок в возведении дацана дали братья — Владимир Дмитриев, депутат Законодательного собрания Иркутской области, и Алексей Дмитриев, директор Харанутского угольного разреза, — рассказывает Максар-лама.
Служители храма с гордостью показывают будущую кузню, в которой уже установлена наковальня — чурбан, вкопанный на два метра в землю. К следующему лету ламы планируют открыть столярную и швейную мастерские. Служители стремятся к возрождению бурятских народных ремесел в округе.
В дацане рады всем посетителям, радушно встречают здесь и туристов, приезжающих со всей страны. Многие иркутские турфирмы включили храм в свои маршруты.
— Дацан и дуганы построены, но впереди еще много важной работы, необходимо достроить ступу, отсыпать дорожки, посадить деревья, словом, привести в порядок территорию храма, — делится планами депутат Законодательного собрания Владимир Дмитриев, — дацану нужна своя котельная. Также мы решили следовать рекомендациям Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева — развивать при дацанах сельское хозяйство. В следующем году собираемся построить рядом с Усть-Ордой небольшую ферму, где будет содержаться скот местных пород.
Ксения Рютина, для "Номер один".
Слова Хамбо-ламы предназначались местным буддистам, жителям округа и меценатам, которые за 4 месяца совершили то, чего не удавалось и за 10 лет — построить просторный дацан и несколько дуганов. Как это обычно происходит в начале большой народной стройки, было множество опасений: ламы тревожились по поводу средств, волновались, как воспримут появление на своей территории буддийского храма местные жители, в основной своей массе шаманисты. Но молитвы лам были услышаны, стройка закипела, и сегодня на территории соседнего региона появился удивительный по своей красоте буддийский храм.
У входа в дацан "Тубдэн Даржилинг" нас встречает гэсгы Максар-лама. В самом храме проходит молебен Алтан Гэрэл — хурал, предназначенный для семейного благополучия. Этот дар необходим каждому человеку, однако прихожан в дацане собралось немного, мы насчитали 10 человек.
— Ноябрь у нас всегда пустой месяц, — объясняет Максар-лама, — подготовка к зиме отнимает у людей много времени и сил, а нынче особенно — не уродились кормовые, люди, скрепя сердце, вынуждены забивать скотину.
Появление дацана на своей территории западные буряты-шаманисты восприняли благосклонно. Тем более буддисты никогда не навязывали им свою религию. Шаманисты не отказываются от своей веры, проводят обряды, но в дацан все равно приходят по велению души или за помощью.
— Да и сами шаманы, когда чувствуют, что не могут человеку помочь, к нам его отправляют, особенно если дело касается серьезных болезней, — дополняет Максар-лама.
Нынешняя зима — первая для дацана. Отапливается здание храма электричеством, и потому ламы гадают, сколько киловатт понадобится для обогрева. И хотя электроэнергия в Иркутской области в разы дешевле, чем в Бурятии, служители опасаются, что отопление влетит им в копеечку.
— Но это мы переживем, преодолеем, — оптимистично заявляет Максар-лама, — главное, что дацан есть и имеются все предпосылки для его развития.
Вообще усть-ордынских лам трудно напугать бытовыми проблемами. Несколько лет назад они были командированы в Усть-Орду из Иволгинского дацана и жили на иркутской земле в аскетических условиях, вели прием в крошечной избушке, питались китайской лапшой.
В начале строительство дацана шло неторопливо, потом появились меценаты, и тут уже строители работали и днем и ночью.
— Главный толчок в возведении дацана дали братья — Владимир Дмитриев, депутат Законодательного собрания Иркутской области, и Алексей Дмитриев, директор Харанутского угольного разреза, — рассказывает Максар-лама.
Служители храма с гордостью показывают будущую кузню, в которой уже установлена наковальня — чурбан, вкопанный на два метра в землю. К следующему лету ламы планируют открыть столярную и швейную мастерские. Служители стремятся к возрождению бурятских народных ремесел в округе.
В дацане рады всем посетителям, радушно встречают здесь и туристов, приезжающих со всей страны. Многие иркутские турфирмы включили храм в свои маршруты.
— Дацан и дуганы построены, но впереди еще много важной работы, необходимо достроить ступу, отсыпать дорожки, посадить деревья, словом, привести в порядок территорию храма, — делится планами депутат Законодательного собрания Владимир Дмитриев, — дацану нужна своя котельная. Также мы решили следовать рекомендациям Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева — развивать при дацанах сельское хозяйство. В следующем году собираемся построить рядом с Усть-Ордой небольшую ферму, где будет содержаться скот местных пород.
Ксения Рютина, для "Номер один".