Заслон от маленьких партий

В Народный Хурал внесен законопроект, изменяющий правила его формирования
A- A+
В Народный Хурал внесен законопроект, изменяющий правила его формирования

Согласно поправкам, если они будут утверждены Хуралом, изменится система формирования партийных списков на будущих выборах. Все партии, борющиеся за место в законодательном органе Бурятии, будут обязаны разбить свой список кандидатов на общереспубликанскую часть и на 33 территориальные группы, каждая из которых соответствует одномандатным избирательным округам.

Районные списки

Такая модель работает при выборах в Госдуму, и благодаря ей по партийным спискам в парламент страны проходят региональные политики. В выносимом законопроекте предполагается, что в каждой из территориальных групп и в общереспубликанской части должно быть до пяти кандидатов. Мандаты распределяются, прежде всего, из общереспубликанской части, а затем из территориальных частей, в зависимости от того, сколько голосов собрала партия на участке. В том случае, если партия получит в Народном Хурале больше мандатов, чем есть у нее в республиканском списке, то на кресло в парламенте будут претендовать кандидаты из территориальной части списка, получившие в своем округе наибольший процент голосов.

По словам заместителя председателя Республиканского избиркома Владимира Дондубона, такая модель составления списков была рекомендована еще в 2002 году ЦИКом России. Но лишь сегодня, спустя десять лет, мы созрели для такой схемы, сказал он.

- Когда в седьмом году стала применяться смешанная система, избиратель голосовал за список в целом, он не знал даже, кто туда входит и за кого он голосует, -- говорит Владимир Дондубон.

Предлагаемая сегодня модель, по мнению Владимира Дондубона, позволит избирателям знать, за кого конкретно он голосует. Согласны с этим мнением и в «Единой России».

- Мы подстегиваем этим законом все партии к активизации, и «единороссам» это не очень выгодно, зря многие думают, что мы под себя это делаем. Надо двигаться вперед, общество надо развивать, - сообщил один из инициаторов законопроекта, депутат Хурала Михаил Кравченко.

По мнению «единоросса», данная мера позволит сделать выборы более интересными, если в бюллетенях будут не обезличенные партии, а конкретные люди, узнаваемые на местах.

Есть один нюанс

Депутат Народного Хурала от «Справедливой России» Сергей Мезенин также считает, что разбивка партийного списка по территориальным группам позволит выборам стать ближе к народу. Но его настораживает один нюанс, который может свести на нет все благие намерения инициаторов изменений. Дело в том, что согласно проекту закона, любая партия обязана иметь хотя бы одного кандидата на всех тридцати трех участках.

- Вся подоплека-то в этом. Если где-то партия не выставляет кандидата или его не регистрируют по какой-то причине, то всю партию до выборов не допускают, - сказал Сергей Мезенин. Решать, может ли партия участвовать в выборах или нет, будут территориальные избирательные комиссии.

- Если получится такая ситуация, что кандидат выдвинулся, но его не зарегистрировали, не все документы собрал или еще что-то, то партию в целом не регистрируют. О какой демократии, о каких маленьких партиях можно вести речь, я не знаю, - продолжает депутат.

По словам «справоросса», они будут вносить свои поправки, предложения, которые улучшат закон. Возможно, этот негативный фактор позволит немножко сгладить разрешение выдвигаться по партийным спискам сторонникам партий. То есть тем, кто официально не является членом партии.

«Я думаю, все партии найдут таких людей в районах», - сказал Михаил Кравченко. «Какой резон партиям выдвигаться по всем территориям, если мы знаем, что на какой-то территории у нас практически нет шансов провести своего депутата?», - этот вопрос, видимо Сергей Мезенин будет задавать на обсуждении законопроекта.

Примут с высокой вероятностью

Обсуждение законопроекта уже началось. Но, глядя на состав его инициаторов – это Матвей Гершевич, Александр Коренев, Анна Скосырская, Иван Калашников, Владимир Павлов, не приходится сомневаться в том, что он получит поддержку большинства депутатов.

Другой вопрос, а кому выгодно изменение выборного законодательства, даже с учетом того, что все инициаторы – члены «Единой России», далеко не такой однозначный.

Возможно, эта либерализация, а именно так позиционируется инициаторами изменение закона – следствие прихода Дмитрия Медведева к руководству партии власти и его стремления стать ближе к народу на местах. Тем более что на местах будут проводиться партийные праймериз. В то же время этот законопроект практически хоронит предыдущую инициативу экс-президента, заключавшуюся в изменении партийного законодательства в пользу молодых и небольших партий.

Все те десятки партии, которые получили путевку в жизнь благодаря снижению требований к их регистрации, будут отсечены от участия в региональных выборах. Если у них, конечно, не будет мощной поддержки как сверху, так и от населения. Это, наверное, хорошо, но только возникает маленький, но достаточно-таки большой вопрос – когда у нас проходили последние выборы, в преддверии которых кардинально не менялось бы избирательное законодательство? Не слишком ли часто меняются правила игры?

Владимир Бадмаев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.