Кто заплатит за трамвай

Улан-удэнские чиновники, депутаты горсовета и работники Управления трамвая на прошлой неделе поговорили с глазу на глаз. Темой разговора вновь стала судьба рельсового городского транспорта Улан-Удэ, быть ему или не быть, а если быть, то каким образом.
A- A+
Улан-удэнские чиновники, депутаты горсовета и работники Управления трамвая на прошлой неделе поговорили с глазу на глаз. Темой разговора вновь стала судьба рельсового городского транспорта Улан-Удэ, быть ему или не быть, а если быть, то каким образом.

Убыток – триста миллионов

Депутаты и работники сразу, за некоторым исключением, договорились, что трамвай в Улан-Удэ должен быть . Но при существующем финансировании Управление вынуждают идти на повышение тарифов, что не лучшим образом скажется на пассажиропотоке. Об этом говорил директор МУП Николай Хонгоров, который сообщил, что сегодня расходы трамвая в год составляет около четырехсот шестидесяти миллионов рублей. Собственные доходы трамвая за прошлый год составили немногим более ста пятидесяти миллионов рублей.

«Возникает закономерный вопрос: а кто будет межтарифную разницу платить? - спросил директор. Вот мы посчитали, и комитет экономического развития подтвердил наши расчеты, что при сегодняшнем пассажиропотоке в четырнадцать миллионов обоснованная цена на каждого пассажира получилась тридцать четыре рубля».

Из-за того, что межтарифная разница ежегодно засчитывается в убытки, Управлению трамвая приходится экономить на всем, включая и безопасность движения.

Экономия на безопасности

Из-за хронического дефицита денег трамвай уже много лет не проводит капитальный ремонт путей и подвижного состава.

«Если еще десять-пятнадцать лет назад мы могли трамваи эксплуатировать без капитального ремонта, то сегодня сорок один вагон ходит уже за пределами срока списания. У нас вагоны по четыре-пять сезонов проходят без капремонта, и стоит ли рисковать, эксплуатируя такой трамвай? Полученные новые вагоны в 2004-2005 годах уже два срока капремонта прошли, а мы их обязаны делать», - рассказал он.

Но капремонт ни новых, ни старых вагонов не делается, хотя это и противоречит нормам безопасности.

«Раньше мы выпускали вагоны и были уверены, что у нас гарантированный ремонт. Сейчас мы выпускаем вагоны, а у него рама кузова лопнула в трех местах, где я могу дать гарантии на таких путях, на таких рельсах?» - вопрошает мастер по техническому обслуживанию Светлана Брюханова.

«Каждый мастер, который подписывает вагон на линию, берет на себя ответственность, он подписывается под тем, что вагон исправен и готов к эксплуатации. И если что-нибудь случится, никому не объяснишь, что он уже за пределами срока списания», - пояснил Николай Хонгоров.

Диалог через суды

К тому же из-за отсутствия денег зарплата у работников также не повышается, несмотря на требования закона и инфляцию. Работники сообщили, что из-за недостаточной зарплаты работники трамвая вынуждены подрабатывать на стороне после рабочей смены: «ездят на маршрутках, лепят пельмени, убираются».

Председатель профкома работников Сэсэгма Тарбаева поделилась подробностями разговора на эту тему с заместителем Вячеслава Наговицына Зубаревым:

«Он нас открыто призывает, подавайте в суд на своего работодателя. Ну, хорошо, подадим в суд. Повысим зарплату. И что, получается, месяца два не будем получать зарплату, опять подаем на него в суд на него? Если все вопросы мы будем решать в судебном порядке, тогда зачем нам комитеты, министерства, депутаты? Будем подавать в суд, и пусть все вопросы суд нам решает. Это же не дело. Депутаты встречаются с нами только в предвыборный период, в другое время мы для них неинтересны», - сказала председатель профкома.

Но в этот раз депутаты пришли к ним и все сошлись на том, что требовать с пассажиров стопроцентной оплаты расходов МУПа, т.е. тарифа в тридцать четыре рубля, некорректно и вернее всего убьет трамвай.

«Закономерность такая, что во всем мире муниципальный транспорт убыточный, конечно, если он преследует, в первую очередь, социальную составляющую. Ведь по коммерческой цене он доступен тем, кто может заплатить, а по социальной цене трамвай будет доступен каждому – школьнику, студенту, пенсионеру и другим категориям пассажиров», - сказал Николай Хонгоров.

Целевые программы и оптимизация расходов

На прошедшей в начале сентября сессии горсовет отклонил предложение повысить тариф до четырнадцати рублей, что, по мнению руководства МУПа и администрации города, могло бы частично решить проблему. Депутат Александр Иринчеев сообщил, что повышение тарифа не было поддержано горсоветом из тактических соображений: «Поднятием тарифа на три рубля мы ничего не решаем. И что, мы сейчас проголосуем, и на этом все оставим? Нет, так нельзя дальше жить».

Другой депутат, Сергей Супоня, предложил подумать не только над поиском денег для покрытия расходов, но и над сокращением расходов:

«Давайте мы посмотрим, может, не сорок, а тридцать вагонов можно выпускать на линию. Тем самым уменьшить расходную часть трамвайного управления. А может, этого будет достаточно. У нас сегодня трамваи полупустые ходят, водители трамвая, вы, наверное, подтвердите такую ситуацию» - сказал депутат. Но водители трамвая, к которым обращался депутат, хором возразили ему, сказав, что это неправда. «Трамваи только поздно вечером ходят полупустые» - сказали водители.

Больше денег из республиканского бюджета

Но сакральные слова были произнесены депутатом городского Совета Владимиром Сажиным, который сказал, что финансирование должно быть не только из города: «Сегодня, когда 131-й закон «О самоуправлении» передал полномочия городу без финансового обеспечения. К сожалению. Мы ищем выход. Республика должна все-таки межтарифную разницу каким-то образом возмещать», – сказал Сажин.

Депутат сообщил, что на сессии был решен вопрос о необходимости законодательной инициативы в Народный Хурал, чтобы республика возмещала межтарифную разницу.

«Правда, мы не совсем верим в успех данной инициативы, но мы будем биться за это, потому что иначе никак нельзя. В трамваях-то ездят не только те, кто прописан в городе Улан-Удэ, вся республика ездит», - сказал он.

Гордиев узел

При попытках решения финансовых проблем работники трамвая столкнулись с нежеланием представителей власти брать ответственность. По словам председателя профкома работников Сэсэгмы Тарбаевой, они писали письма в адрес президентов России, Бурятии и мэра Улан-Удэ. От администрации президента России пришел ответ, что наш вопрос находится вне пределов полномочий Российской Федерации, что всей полнотой государственной власти обладает Республика Бурятия.

«Администрация президента Республики Бурятия нам отвечает, что полномочия по регулированию тарифов на перевозку пассажиров в части компенсации межтарифной разницы переданы органам местного самоуправления. Городская администрация отвечает, что и так делает для сохранения трамваев все возможное, а средств городского бюджета для покрытия всех расходов предприятия недостаточно», - сказала Сэсэгма Тарбаева.

Все. Круг замкнулся. Для решения подобных проблем древние греки додумались волевым путем разрубать противоречия. Получится ли в нашем случае, покажет только время и последующие шаги представителей власти.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.