Инвестиции в развитие страны

На Байкальском экономическом форуме обсудили перспективы российских железных дорог
A- A+

На Байкальском экономическом форуме обсудили перспективы российских железных дорог

Развитие железных дорог стало одной из основных тем для обсуждения на прошедшем в Улан-Удэ Байкальском экономическом форуме. Для того чтобы еще раз обозначить свою позицию в этом вопросе, 14 сентября в столицу Бурятии прибыл Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД». «Сегодня Транссиб является одной из самых загруженных магистралей в мире. Его пропускные способности практически исчерпаны, это же касается и БАМа. Есть отдельные участки, которые откровенно не справляются с теми объемами, которые нам предъявляются», – сказал главный железнодорожник страны. Развитие отрасли, уверен он, требует немалых инвестиций – их механизм и обсуждался на Байкальском экономическом форуме.  

Условия для развития 

Говоря о загруженности Транссиба, Владимир Якунин привел конкретные цифры. Так, предприятия Дальнего Востока уже дают заявки на перевозку почти 100 млн тонн грузов. РЖД при существующей пропускной способности может обеспечить перевоз максимум 52 млн тонн. «Разница понятна... Если источники и порядок инвестиций не будут определены, то никакого развития не произойдет, -- считает Владимир Якунин. -- По сравнению с 1988 годом, максимальным по объемам железнодорожных перевозок в советский период, сегодня мы везем по направлению к дальневосточным портам на 30 с лишним процентов больше грузов. Предполагается, что к 2020 году объем перевозок должен увеличиться еще на 40 процентов... А на БАМе он должен увеличиться в 2,5 раза. Чтобы не оставить будущее поколение без перспектив, надо создавать условия для развития экономики». 

Несколько месяцев назад в ОАО «РЖД» утвердили «Генеральную схему развития сети железных дорог до 2020 года». На ближайшие восемь лет требуются 4,1 трлн руб. инвестиций, в том числе на Транссиб – 181 млрд, на БАМ – 737 млрд. Ежегодные инвестиции по 114 млрд позволят обеим магистралям соответствовать требованиям клиентов. Как отметил Владимир Якунин, «государство должно оставалось важнейшим и крупнейшим инвестором в инфраструктуру, потому что она, с коммерческой точки зрения, неокупаема». 

Не за счет электричек   

Позиция президента ОАО «РЖД» нашла понимание. Аркадий Дворкович, вице-премьер правительства РФ, сказал, что по поручению председателя правительства РФ он каждую неделю проводит совещания, где рассматривают все стороны развития железных дорог. «Обсуждения идут тяжело, – сообщил Аркадий Дворкович. – Но я уверен, что государственная поддержка увеличится. Субсидии на развитие железных дорог, на перевозки составляют порядка 100 млрд руб. в год. С учетом того, что в следующем году мы используем механизм инфраструктурных облигаций, объем господдержки может даже удвоиться. Надеюсь, что это произойдет».

Валентина Матвиенко, глава Совета Федерации, отметила, что развитие Транссиба, БАМа – не прихоть руководства РЖД. «Я в республике уже несколько дней, «напиталась» проблематикой. Об этом говорят жители. И об этом все губернаторы говорят... Если не развивать железную дорогу, то перспектив развития экономики иметь не будем». 

Важно, что участники форума заявили, что деньги на развитие железной дороги планируется изыскивать не за счет сокращения числа пригородных поездов, хотя около трети электричек убыточны. «Ищем решение, как сделать так, чтоб не сократить объемы пригородных перевозок. Мне кажется, у нас получится», – подытожил Аркадий Дворкович. 

Выставка на колесах  

В дни БЭФа на железнодорожный вокзал Улан-Удэ прибыл передвижной выставочно-лекционный комплекс. Это поезд с несколькими вагонами с экспонатами, рассказывающими об истории железных дорог РФ и завтрашнем дне магистрали. На правах хозяина президент ОАО «РЖД» принял «на борту» председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко и главу Бурятии Вячеслава Наговицына.

Здесь можно было увидеть много интересного – от модели современнейшего поезда «Сапсан» и восковой фигуры начальника поезда прошлого до поезда, который недавно являлся пусковой площадкой для запуска ядерных ракет СССР, реального железнодорожного семафора... Валентина Матвиенко даже почувствовала себя немного машинистом -- села в кресло тренажера. Он сделан в виде кабины электровоза -- здесь железнодорожники страны, моделируя всевозможные ситуации, оттачивают свои профессиональные навыки. 

Владимир Якунин посетил в Улан-Удэ структурные подразделения дороги. Интересовался всем. К примеру, в локомотивном депо внимательно рассмотрел рационализаторские новинки, разработанные на улан-удэнском отделении ВСЖД и здесь же внедренные. Они дают заметный экономический эффект, повышают производительность труда, позволяют сократить время при проведении ряда операций и т.д.

Наиболее эффективные рацпредложения президент компании пообещал распространить на всю железнодорожную сеть.

Состоялась встреча в железнодорожном колледже. Этот «инкубатор» кадров всегда имел крепкие связи с РЖД. В забитом до отказа актовом зале глава компании ответил на вопросы учащихся, преподавателей. Гость рассказал о себе, поделился жизненным опытом, обратил внимание молодежи на книги - «Интернет не заменит чтение книг». Призвал учиться, заниматься спортом, не терять годы зря, верить в себя, иметь мечту и стремиться к ней. И особенно -- жить с достоинством, не поддаваться «чернухе». «Алкоголь – исключен! Наркотики? Выгоняю с работы безжалостно. При первом же выявлении», – призвал он зал.

Вокзал Улан-Удэ станет другим  

В ходе поездки руководитель ОАО «РЖД» поделился и другими новостями, прямого отношения к форуму не имеющими, но представляющими тем не менее немалый общественный интерес. Так, сейчас ВСЖД ведет активную работу сразу по трем вокзалам. В Иркутской области речь идет о Братске и Иркутске. В 2012 году намечено сдать братский вокзал. Второй -- «Иркутск-Пассажирский» -- является памятником архитектуры 1898 года. Здесь проект реконструкции проходит согласование в Главгосэкспертизе. Строительные работы намечено начать в будущем году.

Что касается Бурятии, то есть большие планы по реконструкции вокзала на станции Улан-Удэ. Некоторое время назад его уже модернизировали, а сейчас вокзал переживет еще более заметные преобразования. 

После завершения реконструкции главный вокзал РБ станет крупным многофункциональным пассажирским транспортным пересадочным узлом. Над проектом трудятся архитекторы иркутского института Иркутскжелдорпроект. Вскоре документацию также передадут на рассмотрение в Главгосэкспертизу. 

Специалисты создали свежий, неповторимый облик вокзала. В его очертаниях будут проступать мощь Байкала, величие его берегов и незабываемая красота гор Восточных Саян. Вокзал превратится в комплекс современных зданий из стекла и металла. Новый стиль уже одобрен Управлением архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ. 

Прежде всего изменения коснутся основного здания вокзала. «От прежнего останется лишь восточное крыло, в котором в настоящее время располагается зал ожидания. Западную часть будут строить заново. Напротив вокзала возведут два отдельных здания. В одном – вдали от посадочных платформ – обустроят комнаты отдыха. Там одновременно смогут разместиться 50 человек (в ныне существующих есть только 20 мест). В другом откроется торговый центр с павильонами, кафе. В подземной части обязательно будет построена парковка для личного автотранспорта. Кроме того, между указанными зданиями разместится современная остановка для городского транспорта», - говорят улан-удэнские железнодорожники. 

Выходить на платформы люди будут по широкому и просторному конкорсу (распределительный зал для пассажиров). В сравнении с нынешним его пропускная способность заметно вырастет – расширят до 24 метров. Для дополнительных удобств пассажиров, которые чаще всего отягощены тяжелыми сумками, чемоданами и прочим багажом, создадут лифты и эскалаторы. Главный железнодорожный вокзал Бурятии станет доступным для инвалидов. 

В ходе реконструкции уйдет в прошлое полустихийная остановка междугородных автобусов, «маршруток». Появится нормальная, комфортабельная автостанция, которая свяжет ж/д вокзал с другими точками республики. В том числе со строящейся туристско-рекреационной зоной «Байкальская гавань», знаменитыми бурятскими курортами Аршан, Нилова пустынь и т.д. 

Потребность в инвестициях оценивается в 1,2 млрд рублей. Республика и улан-удэнский муниципалитет внесут свой вклад, решая вопрос с увеличением электроснабжения объектов, подключением сетей отопления и т.д. 

Потоки пассажиров пригородного и дальнего следования будут разделены. 

Пригородному вокзалу планируется выделить его собственную часть здания и свой вход (с возможностью установки турникета).

Как изменится иркутский вокзал? 

К 2020 году планируется существенно перестроить и иркутский вокзал. Пригородный павильон станет четырехэтажным, что потребует частичного сноса строений. Предусмотрен надпутный конкорс-накопитель с кафе и эскалаторами. Ожидающие поездов пассажиры получат возможность выхода к воде на благоустроенном участке набережной.

Планируется также построить третью островную платформу (сейчас их две), чтобы специализировать пассажиропотоки и разделить поезда и электрички. Набережная Ангары будет оснащена всем необходимым для приема туристических поездов.

Благодаря строительству пригородного павильона площади исторического здания вокзала освободятся, и там можно будет разместить музей железной дороги и административные помещения. От привокзальной площади до Николо-Иннокентьевской церкви будет разбит сквер.

Реконструкцией малых и больших вокзалов на железной дороге занимаются уже много лет. Это одна из составляющих широкомасштабной программы по развитию отрасли. За последние годы десятки вокзалов на ВСЖД приобрели новый облик и стали более удобными для пассажиров.

Пётр Санжиев, "Номер один" 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.