Бессмысленные цифры

Закон о маркировке телепередач – пример работы «для галочки»
A- A+
Закон о маркировке телепередач – пример работы «для галочки»

Прошел почти месяц с тех пор, как в нашей стране вступил в силу закон о защите детей от вредной информации в СМИ. Роскомнадзор отмечает, что за это время грубых нарушений со стороны телеканалов и печатных изданий зафиксировано не было.  

Суть нововведений заключается в возрастной маркировке продукции СМИ: статей, программ, видеороликов и т.д. Авторы закона полагают, что данная практика сможет уберечь детей от вреда, наносимого СМИ их развитию.

Однако в законе указаны настолько расплывчатые требования, что никто толком не может сказать наверняка, что в итоге приемлемо, а что нет. Например, очень сложно понять формулировку закона, касающуюся детей до 12 лет. Попробуйте прочитать и что-либо понять: «разрешается кратковременные и ненатуралистические изображение заболеваний человека (за исключением тяжелых) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства». Насколько кратковременными должны быть эпизоды и какой именно должна быть форма, не унижающая человеческого достоинства, в законе не прописано.

Так как неисполнение закона влечет за собой реальную ответственность и наказание, СМИ ему все же следуют. Несмотря на полное непонимание, зачем вообще понадобилась маркировка, которая ничего кроме предупреждения родителям или самим детям не несет.

Очень наглядно применение закона видно по телепрограмме. Телеканалы не пытаются вдаваться в сложные нюансы и просто перестраховываются, ставя на все свои передачи маркировку, что называется, «с потолка». Дневные передачи в среднем 12+, вечерние 16+, а где-то и 18+. Более того, по возрастному критерию разделились даже сами каналы, так «Первый» и «Россия» могут спокойно смотреть детишки от 12 лет, а «НТВ» и «ТНТ» - от 16.  

Бурятские каналы «Тивиком» и «Ариг Ус» пошли по этому же пути. Навскидку «Тивиком» выглядит «моложе», некоторые программы, например «Середина Земли», доступна детям с самого рождения, несмотря на то, что последний выпуск выходит в полвторого ночи.

С продукцией, которую телеканалы покупают, но не производят сами, будь-то фильмы, мультфильмы или сериалы, еще проще: ставится маркировка, которая идет в аннотации.

Кроме того, что закон вынуждает СМИ делать никому не нужную работу, ставя циферки на свою продукцию, он на самом деле совсем не уберегает детей от вредной информации. Потому что в дальнейшем это не влияет ни на что.

И если уж брать пример с Запада, то надо брать его до конца. Возрастные маркеры или рейтинги в США, Европе и Австралии, применимые к фильмам, сериалам и передачам, клипам и т.д., после их присвоения решают дальнейшую судьбу самой медиапродукции. Кроме статичных законов в этих странах существует множество уважаемых ассоциаций и комитетов, имеющих возможность запретить или ограничить трансляцию того или иного медиапродукта, естественно, после предметного разбирательства и обсуждения

Например, рейтинг американской киноассоциации содержит пять ступеней. От всевозрастной, обычно это классические семейные комедии или мультфильмы типа «Король Лев», до NC-17. Это фильмы, разрешенные к просмотру с 17 лет. Создатели фильмов осознанно вырезают неудобные моменты, чтобы получить более «низкий» рейтинг и тем самым более широкую аудиторию. В 2007 году на американском телевидении произошел большой скандал, сериал о «хорошем» маньяке–убийце Декстере собирались выпустить на общественном телевидении. Родительский телевизионный совет США публично выступил с протестом. Часть сцен с насилием пришлось убрать, и только тогда сериалу был присвоен рейтинг TV-14, что позволило «Декстеру» все-таки выйти на экраны. Все эти примеры говорят о влиянии общественных советов и целесообразности применения маркировки.

У нас же кроме появившихся дополнительных цифр в названии не изменилось ничего.

Евгения Балтатарова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.