Путь чемпиона

Самый результативный  борец Бурятии  о своей нелегкой дороге к Олимпу
A- A+
Самый результативный  борец Бурятии  о своей нелегкой дороге к Олимпу

В копилке Бориса Будаева есть все титулы,  о которых может мечтать спортсмен, чемпион СССР, России, Европы и мира. Нет только олимпийской  медали. Более двух десятков лет Борис Будаев является самым известным бурятским спортсменом, список его достижений уникален, а его имя знают по всему миру. Стиль его борьбы называли тотальным прессингом,  своих рекордных результатов он добился в самой сложной весовой категории – до 68 кг.  Даже сейчас, в 55 лет, Борис Будаев выглядит как действующий борец –  все его мысли и мечты по-прежнему связаны с любимым спортом.

– Борис Дугданович, расскажите о своей семье, ведь не секрет, что  семья, надежный тыл – один из самых главных факторов успеха в спорте.

– Я родился 27 июля 1957 года в селе Соел Баргузинского района в рабоче-крестьянской семье. Мама Норжима Баяндуевна работала дояркой, а отец Дугдан Ладанович трудился трактористом. Я был третьим в семье, но мне рано пришлось стать старшим и взять лидерство на себя. С малых лет вместе с братьями и сестрами помогали матери и отцу. Летняя дойка, выпас коров, сенокос, ремонт дома – все делали сами. Сейчас стараюсь помогать малой родине и вернуть дань тем, кто меня воспитал. Недавно подарил автобус родной спортивной школе, а школе-интернату – отару овец.

Вообще многое зависит от семьи. Как говорится, «главней всего погода в доме, а все остальное можно уладить с помощью зонта». В этом плане мне повезло, и я был всегда спокоен, что тылы прикрыты. С женой познакомился на Сурхарбане в 1980 году. Татьяна была лучницей. У нас уже трое взрослых детей.  Старший сын Зоригто был  чемпионом Улан-Удэ по вольной борьбе среди юношей, затем ушел в футбол. Сейчас он трудится в природоохранной прокуратуре. Младший сын Алдар – студент.  А дочь Лариса стала экономистом и работает в Праге. Старшему внуку Борису 10 лет, он похож на меня. Играет в футбол, бегает на лыжах и очень хочет бороться, даже родился день в день со мной. Младшему внуку Арсалану всего пять лет.

Я вырос в большой семье, поэтому есть мечта стать финансово свободным и помогать людям.  Особенно  талантливым ребятам из многодетных, неблагополучных семей.

– Расскажите, когда  Вы впервые пришли в секцию.

–  После пятого класса я уехал в Баянгол учиться в школе-интернате. В секцию пришел в 14 лет, тогда набирал ребятишек Виктор Семенович Очиров. Вообще у меня с детства было огромное желание бороться, потому что на всех праздниках – Первое мая, Сурхарбанах – всегда была национальная борьба. Смотрел и думал, какие сильные мужики, я тоже таким хочу стать. К тому же в интернате старшеклассники отбирали деньги, еду и конфеты. Поэтому часто приходилось драться даже с десятиклассниками, чтобы защитить себя и  своих братьев. Вначале я весил всего 28 кг, но через год тренировок поправился на целых 24 кг!  Из-за сломанного пальца первые три месяца я не боролся, а просто бегал и играл в футбол. Борцовских матов не хватало, поэтому шили их сами. Собирали макулатуру, старые тряпки и одеяла, клали между ними войлок и крепко пришивали. Потом сверху прошивали матрасовку  на четыре раза. На каждой тренировке час уходил на то, чтобы сложить-разложить и выбить эти самодельные ковры. Позже в девятом классе я стал физоргом школы и стал помогать в организации всех школьных спортивных мероприятий. Из предметов больше всего нравилась математика, а самым сложным был русский язык. Но из-за борьбы часто пропускал уроки. Поэтому учителя предупредили, что не пустят на соревнования «двоечников». Так я избавился от плохих оценок и поставил себе цель поступить в пединститут на спортивный факультет. А когда у тебя есть мечта и цель, главное – не останавливаться.

– Когда Вы поняли, что вольная борьба – это Ваше призвание?

– В 1976 году, когда стал призером чемпионата Советского Союза и попал в сборную среди юношей. СССР был огромной страной, и на чемпионат приезжали все 15 республик. Конкуренция была сильнейшая, не сравнить с нынешней ситуацией в России.  

Потом в 1979 году я выиграл чемпионат мира среди молодежи. Боролся в Монголии, а братья-монголы понимают толк в борьбе. Зрители болеют не только за своих, но и за классную борьбу. А красивую победу даже над монголом они приветствуют стоя. Я практически 30 раз выходил на ковер в Монголии, и приятно, что до сих пор меня узнают на улицах в Улан-Баторе.  Когда я впервые  попал в сборную СССР, вокруг были одни кумиры – Роман Димитриев, Иван Ярыгин. С двукратным олимпийским чемпионом Ярыгиным я жил в одной комнате. Быть рядом с великим борцом для меня было большой честью, поэтому с радостью варил ему чай, помогал сушить и стирать вещи. Хотя в общении Иван был очень простой и никогда не позволял себе грубых слов. Разговаривал со мной, как с ровесником, и давал жизненные советы. На тренировках он говорил: «Боря, если сумеешь удержаться за мной, то выиграешь чемпионат мира и станешь олимпийским чемпионом!». Но он бегал кроссы просто как зверь! Несмотря на вес в 100 кг, он легко пробегал 8 километров и затем кидал через себя огромные камни. Затем еще стометровку в гору! А я в это время не мог даже отдышаться. Вообще на сборах проблем с нагрузками не было. Видимо, выносливость у меня от природы. Отец был очень сильный и коренастый, хотя весил всего 65 кг. Даже в 55 лет он легко крутил «солнышко» на турнике без страховки, а выход силы делал 12 раз. Поэтому я сейчас ориентируюсь на отца и держу себя в форме. Бегаю, играю в футбол и выхожу на ковер, обязательно чистка организма и сауна один раз в неделю.  

– Что нужно делать, чтобы стать таким чемпионом, как Вы?

– Наверное, это было дано сверху. Мы же одинаково тренировались, одинаково пахали.   Когда я попал к Федору Махутову, нас было 12 человек. Федор Николаевич никого не выделял, и требования были одинаковые для всех. Может быть, сыграло роль трудолюбие, потому что старался выкладываться и оставался после тренировок.

У всех наших борцов одна проблема – они не ставят перед собой больших целей. Когда я решил стать чемпионом мира, я просто пахал, и мне не нужно было много денег. Конечно, когда пришло время задуматься о женитьбе, своем доме и будущем, решил еще больше пахать и заработать все это. Поэтому нужна цель, и не надо отвлекаться на пустяки – дни рождения, дискотеки, кино. Нужно постоянно концентрироваться на большой цели.

В 1980 я году был реально готов бороться на Олимпиаде в Москве. Но не хватило «толкача», который бы поддержал меня в сборной. К примеру, Сайпулла Абсаидов из Дагестана. Я его выиграл на Тбилисском турнире, где в итоге стал вторым, а он всего лишь четвертым. Но на чемпионат Европы поехал все равно он. Затем в 1981 году я победил Абсаидова дважды – в Тбилиси и в контрольной схватке. Но опять на чемпионат мира отправили его, а не меня.  

В 1985 году был реальнейший шанс на «мир». Я выиграл чемпионат Советского Союза, но тут объявился Фадзаев. И к тому же он отказался от контрольной схватки. Таким фаворитам, как Фадзаев, Белоглазов, тренеры автоматически давали «зеленый коридор», и они пропускали Тбилисский турнир и чемпионат Союза. Обидно, что мы проходили всю мясорубку, а шанс получали они.

В итоге даже на чемпионат мира я попал в 32 года. Мог уже и закончить бороться, но надежда была попасть на мир и завязать. А в итоге еще 10 лет отборолся и выиграл Азию, съездил на Олимпиаду.

– Был шанс выиграть Олимпиаду в 36 лет?

– Я тогда думал, что точно выиграю или возьму медаль. Был 100% готов. Но тут опять перебежал дорогу Фадзаев. В сборной Узбекистана я боролся в своем любимом весе до 68 кг. Обычно я сбрасывал килограммов восемь до нормы. А тут после сгонки веса пришлось бороться в более тяжелой категории. В итоге не успел восстановиться и стал седьмым.

Беседовал Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.