Стройка закончилась

Власти Бурятии ждут трехкратной отдачи от построенных спортивных объектов. Однако эффект ударной спортивной стройки может оказаться гораздо меньшим, а то и вовсе отрицательным.
A- A+
Власти Бурятии ждут трехкратной отдачи от построенных спортивных объектов. Однако эффект ударной спортивной стройки может оказаться гораздо меньшим, а то и вовсе отрицательным.

Строительные рекорды

Согласно стратегии правительства благодаря миллиардным вливаниям в спортивные сооружения по всей республике количество занимающихся спортом с 2009 по 2020 гг. вырастет почти в три раза, со 123 до 287 тысяч человек, что составит около 30 % от всех жителей республики, включая стариков и младенцев. Именно количество занимающихся спортом и его увеличение является основным индикатором эффективности работы правительства на спортивном поприще.

Однако специалисты считают, что одних спортзалов и спортивных комплексов недостаточно для развития массового спорта и спорта высших достижений. Финансирование таких важных статей расходов, как зарплата тренеров, пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий и поездок на соревнования, осталось почти на прежнем уровне, а то и сократилось за счет увеличения расходов на содержание построенных объектов.

В 2011 году Республиканское агентство по спорту поставило своеобразный бюджетный рекорд. На формирование здорового образа жизни в рамках республиканской программы развития физической культуры и спорта было выделено более миллиарда рублей. Из них только семь процентов были направлены непосредственно на спорт, остальные 93 % составило строительство сооружений. Львиную долю этого «спортивного пирога» забрали ФСК и Центральный стадион на Набережной. В 2012-м, когда основные объекты уже были построены, финансирование спорта резко сократилось – до 410 миллионов рублей, при этом доля спортивной стройки осталась существенной – 82 %. До планового 2015 года бюджет агентства будет только сокращаться за счет угасания строительного бума, пока не составит «скромные» 167 миллионов. Однако и при этих цифрах доля спортивной стройки все равно будет составлять  около половины.

Получается, что за красивыми отчетами с девятью нолями кроются все те же мизерные крохи, выделяемые на спорт. При этом нужно отметить, что федеральное финансирование, обеспечившее строительный бум в прошлые годы, с 2014 года и вовсе прекратится. Бремя содержания многочисленных спорткомплексов ляжет на республиканские и местные власти. И это не может не отразиться на перекосах в спортивном бюджете. Уже в этом году финансирование спорта высших достижений сокращено на 12,277 миллиона рублей, что составляет почти 27 % от прошлого года.

Мертвые души

Безусловно, строительство новых спортивных объектов и реконструкция старых не может не радовать. Когда еще Бурятии выпадет такая возможность? Однако, если посмотреть пристальней, в итоге от грандиозной спортивной стройки пока выиграли больше строители, чем спортсмены и желающие заниматься спортом. Многомиллионные строительные контракты освоены, что же дальше?

По логике властей, взаимосвязь спортивных сооружений и занимающихся спортом прямо пропорциональна. Чем больше спортзалов, тем больше людей туда приходят. Однако это утверждение достаточно спорное в условиях современной рыночной экономики. Как мы помним, спрос рождает предложение, а не наоборот. Например, Центральный стадион вместимостью 10 тысяч мест был построен за 713 миллионов рублей. Однако уже несколько лет он пустует, что вызывает не только недоумение, но и является поводом для различных проверок.

При этом, как сообщалось ранее, индикатор количества занимающихся спортом является определяющим. И на бумаге, в расчетах и отчетах республиканского агентства этот индикатор с успехом выполняется, он неуклонно растет. Стоит отметить, что подход к методике вычисления является достаточно формальным. В одних документах фигурируют одни цифры, в других - совершенно другие. Если верить стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства от 08.12.2009 № 656-р, в 2009 году спортом занималось 12,9 % населения. Это базовый показатель, который должен был увеличиться к контрольной дате до 30 %. А в республиканской программе, утвержденной постановлением правительства от 13.01.2011 № 8, говорится, что на 1 января 2010 года количество занимающихся спортом составляет уже 15,8 %. Как за 20 дней спортсменов стало на 27 тысяч больше?

Ответ кроется в методике сбора данных. Как объясняют в самом агентстве по спорту, статистические данные приходят из двух источников. Первый – это цифры, которые подают директора спортивных школ со всей республики, второй - это данные муниципалитетов, которые курируют спортивные центры, объединения, фитнес-залы и т.д. При этом данные собираются достаточно вольно, ни поименные списки, ни специальные журналы посещений с подписями в агентство не предоставляются. Теоретически можно нарисовать любое, в разумных, конечно, пределах, количество занимающихся. И никто не проверит. А от этого показателя, как мы видим, зависит многое. Исходя из него, можно судить не только об эффективности всей программы развития спорта и вложенных в нее средств. «Подушевые» цифры напрямую связаны с зарплатой тренеров и финансированием школ. Получается, что высокие показатели выгодны всей системе республиканского спорта, начиная с самых низов и заканчивая верхами. И настоящая картина прячется за желаемой.

В этой ситуации лучшим индикатором развития физкультуры и спорта стал бы уровень здоровья граждан, но министерство здравоохранения даже близко не относится к этой программе. Не от того ли, что цели у программы совсем другие.

Евгения Балтатарова, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.