Вместо зачетов - просветление

Первый в России буддийский университет  «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева скоро начнет новый набор студентов. С каждым годом количество желающих изучать буддийские науки вместо экономики и юриспруденции становится больше.
A- A+
Первый в России буддийский университет  «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева скоро начнет новый набор студентов. С каждым годом количество желающих изучать буддийские науки вместо экономики и юриспруденции становится больше.

Необычный университет

Университет «Даши Чойнхорлин» начал работу в 1991 году, когда получил государственную лицензию высшего учебного заведения. Его основной задачей является возрождение традиций буддизма и востоковедения в России, подготовка штатных лам-священнослужителей для активно восстанавливающихся дацанов этнической Бурятии, ученых-буддологов и воcтоковедов, специалистов-переводчиков, эмчи-лам (лекарей).

По словам Ганжур ламы, учителя философии, желающие стать буддийскими священнослужителями, прежде чем попасть на учебу в университет, проходят собеседование, сдают компьютерное тестирование и пишут изложение. Результаты ЕГЭ здесь не принимают, что, в общем, не удивительно. После зачисления хуварак дает обет послушника. В основном обеты относятся к укрощению ума, тела, речи и сознания. Нельзя курить, употреблять спиртные напитки и наркотики. За опоздание, неготовность к занятиям предусмотрено наказание - хуварак должен сделать 108 простираний. Полный же монашеский обет предполагает более двухсот ограничений.

- Сначала хувараки изучают логику, чтобы научиться правильно обосновывать свои суждения, развить аналитический склад своего ума. Вечером мы проводим диспуты, где студенты обсуждают между собой философские трактаты. Это один из методов изучения буддизма. Задающий вопросы ходит по экзаменационному залу и задает вопросы экзаменуемому, сидящему на коврике для медитации, который должен отвечать на вопросы, - рассказывает Гармажап лама, учитель философии.

Хлопок одной ладонью

В буддийских монастырях широко распространена традиция проведения философских диспутов. Диспут по традиции проходит в форме яростного спора между «ведущим», экзаменатором, задающим каверзные вопросы по основам буддизма, и «защитником», экзаменуемым на предмет его знаний учения и умения отстоять свою точку зрения. Диспуты сопровождаются определенным набором жестов: каждый вопрос принято подчеркивать громким хлопком правой ладони по вытянутой вперед левой руке, что похоже на довольно агрессивный выпад. Цель ведущего – сбить отвечающего с толку, заставить усомниться в своей позиции. Ответ должен быть дан в установленный краткий срок, оценивается и быстрота реакции, и знания, и твердость убеждений отвечающего.

Студенты осваивают буддийскую философию, логику и гносеологию, тантру, ритуалистику, медицину, астрологию и многое другое. В основе занятий лежит традиция школы «гелуг». Изучаются старобурятская письменность, тибетский и английский языки, компьютерная грамотность, история и этнография. Студенты также практикуются в переводе канонических текстов. Преподавателями университета являются учителя, окончившие курс обучения в Дрепун Гоман дацане (Южная Индия) и получившие ученую степень геше.

Буддийские художники

Пожалуй, самая эффектная специализация в университете – искусство танка. Даже с технической стороны дела это довольно сложное мастерство. Материал, который используют художники, — льняная или хлопчатобумажная ткань. Она натягивается на деревянный подрамник. Затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируется с обеих сторон. После этого начинается процесс живописания. Используемые пигменты в живописи танка — это непрозрачные минералы, как, например, малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Последней и самой важной частью работы над танка является живописание золотом. После этого совершается обряд освящения танка, который проводит опытный лама.

Шестнадцатилетний Чимит постигать мастерство танка приехал из Калмыкии, обучается в университете первый год. По его словам, он сам выбрал этот путь. Сейчас Чимит работает над изображением Гаруды – царя птиц, мифического существа. На родине он один год обучался живописи.

Студент Олег ушел с третьего курса Забайкальского госколледжа. Ему оставалось учиться полтора года. Но затем он понял, что его призвание в другом. Год он учился в своем дацане на родине. Потом продолжил обучение в университете. Молодой человек собирается принять полный монашеский обет. Сейчас он на третьем курсе.

- Желание стать ламой пришло ко мне как само собой разумеющееся. Первое время мне было нелегко, но я собираюсь посвятить свою жизнь учению Будды. Сейчас рисую защитников учения, – говорит Олег.

Иностранные студенты

Несмотря на спартанские условия обучения, университет не испытывает недостатка в желающих стать ламами. Студенты приезжают сюда не только из Бурятии, но и из многих других регионов. Есть и иностранцы - из Украины, Прибалтики, которые достигают высоких результатов в изучении буддийской философии.

Живут студенты буддийского университета, так же как и ламы, в небольших деревянных домиках, печки топят сами. Их день полностью занят работой и учебой. Обучение и проживание здесь бесплатные. Строжайшая дисциплина — приоритет этого учебного заведения. Встают хувараки в шесть часов утра, повторяют уроки, затем обязательно посещают хуралы, после чего приступают к занятиям. Вопросами одежды хувараки, в отличие от своих собратьев-студентов из светских вузов, не озабочены: они бреют головы и носят единую форму — красное одеяние. Как правило, гидами для многочисленных туристов Иволгинского дацана служат также хувараки. Им и карты в руки: в огромном комплексе Иволгинского дацана, который является резиденцией главы буддистов России пандито Хамбо-ламы, они ориентируются как у себя дома, к тому же даже на начальных курсах обладают немалыми знаниями. И самое главное, что привлекает стороннего человека к хуваракам «Даши Чойнхорлина», это их потрясающая доброжелательность, присущая, впрочем, и религии в целом.

Татьяна Хамханова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.