Результаты из-под палки

Мир спорта сотрясают «рукоприкладные» скандалы, Бурятия не  осталась в стороне
A- A+
Мир спорта сотрясают «рукоприкладные» скандалы, Бурятия не  осталась в стороне

В Японии олимпийская женская сборная по дзюдо пожаловалась на своего тренера Рюидзи Сонода, который периодически оскорблял их, давал пощечины и поколачивал мечами для кэндо. В страхе перед тренером спортсменки участвовали в соревнованиях, даже будучи травмированными. В ответ на вынесенное ему предупреждение наставник сначала сказал, что не чувствует за собой вины, но потом все-таки решил уйти в отставку.

Насилие  в спорте ненаказуемо

Максимально жесткий стиль работы тренеров -- типичное явление для азиатских стран. Скандал в дзюдо -- далеко не первая подобная история в азиатском спорте. Пожалуй, самый жуткий случай произошел в 2007 году, когда после тренировки умер 17-летний сумоист Такаси Саито. Выяснилось, что тренер не только сам регулярно его избивал, но и заставлял других сумоистов бить Саито. Один из спортсменов по приказу тренера избил Саито металлической бейсбольной битой. Дело дошло до суда. Сумоисты получили условные сроки, а тренера приговорили к шести годам тюрьмы.

Истории насилия тренеров над спортсменами в соседней Южной Корее многочисленны и разнообразны. Государство пытается бороться с практикой рукоприкладства, но успехи в этой борьбе невелики. Согласно недавнему исследованию, 30 процентов южнокорейских спортсменов подвергались физическому насилию, а каждый десятый -- еще и сексуальному.

Бороться с насилием в корейском спорте трудно, потому что «дисциплинарные» меры оправдывают сами спортсмены. Более того, тренеров поддерживают родители учеников спортивных школ. Почти половина родителей считает, что их детей нужно наказывать физически.
В 2004 году скандал также разразился в  корейской сборной  по шорт-треку: на побои пожаловались шесть спортсменок, и двум тренерам пришлось уйти в отставку. В 2009 году наставник национальной сборной по волейболу избил одного из своих подопечных на глазах у других игроков. После случившегося тренера уволили.

Насилие в корейском спорте распространяется даже на паралимпийцев: один из участников Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне признался, что тренер избивал его регулярно на протяжении шести лет. Наставника дисквалифицировали пожизненно.

Китайский эффект

Принято считать, что китайские тренеры обходятся со своими подопечными крайне жестко -- постоянно ругаются на них матом, а при первом удобном случае бьют дубинкой по голове. Однако лишь немногие истории избиения китайских спортсменов стали достоянием публики -- то ли из-за закрытости Китая вообще и китайского спорта в частности, то ли из-за того, что местные тренеры все-таки не настолько суровы, как о них думают в мире. В том же 2009 году стало кое-что известно о методах работы китайских тренеров по гимнастике. 12-летний чемпион Китая Гао Шуай вместе с родителями подал в суд на наставников, которые били его, а также наказывали изощренными способами -- например, заставляли по нескольку часов стоять на руках или надолго ставили на колени. Родители мальчика выиграли дело в суде: спортшколу обязали выплатить им восемь тысяч долларов. А с гимнастикой парень завязал.

Бурятские тренеры против насилия

Известный детский футбольный тренер Василий Лобсанов считает, что главное в работе со спортсменами, особенно с детьми, -- любовь к профессии и доверительные отношения.

-- Без любви к детям трудно привить какие-то знания и навыки в спорте. Отношения тренера и спортсмена должны быть уважительными. Строгость необходима, но без унижения и рукоприкладства, – считает наставник детской «Селенги».

В футбольной среде, где воспитывать нужно целый коллектив, строгие тренеры не редкость. Покойный Михаил Поляков, тренировавший в «Текстильщике», отличался жестким характером. За опоздания на тренировки юные футбольные таланты получали воспитательную меру в виде удара кедой по пятой точке. Отметим, сам тренер в наказании не участвовал, а обструкцию провинившиеся получали от партнеров по команде.

С азиатской культурой спорта знаком не понаслышке главный тренер сборной Бурятии по таэквондо Максим Ким.

-- В Азии другой менталитет, и родители ребенка, отдавая в секцию, фактически передают его на руки. У нас же, хоть Улан-Удэ и находится в восточной части России, европейская страна. В нашей тренерской среде бить спортсмена, тем более ребенка, недопустимо. Хоть в работе тренера должен быть и кнут и пряник, отношения должны быть только демократическими и основанными на взаимопонимании.

Один из  редких примеров жесткой спортивной мотивации в Бурятии случился  в далеких 90-х годах в юношеском баскетболе.  

-- Мы проигрывали в принципиальном матче, хотя по игре были сильнее. И в перерыве тренер снял с самого рослого игрока обувь и дал шлепка ею  каждому по одному месту ниже спины. Причем даже тем, кто не играл. В итоге мы получили такой эмоциональный заряд! Вышли на вторую половину игры и просто разорвали соперника, – вспоминает участник той игры Алексей.  

-- Палочная дисциплина – порочное явление, которое присутствует во многих российских клубах. И на юношеском, и на взрослом профессиональном уровне. Применяется жесткая палочная дисциплина и сильные нагрузки, которые не дают ничего кроме перетренированности. К тому же наказание может быть не только физическим, но и моральным. Яркий пример – волейбольный диктатор Николай Карполь, который уходит в историю, – говорит успешный тренер по баскетболу Андрей Оканин. -- У нас же в Бурятии другой подход. Психологическая подготовка и объяснения игрокам. Плюс дисциплина, которая всегда во главе угла.  

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.