Политизация вопроса о языке - недопустима

27 февраля состоится сессия Народного Хурала, которая рассмотрит законопроект, регулирующий образовательный статус языка. В последнее время в обществе активно обсуждается вопрос преподавания бурятского языка в школах в связи с изменениями в законодательстве. Депутат и заместитель председателя комитета по социальной политике Народного Хурала Светлана Будаева считает, что этот вопрос следует рассматривать максимально взвешенно и спокойно. 


A- A+
27 февраля состоится сессия Народного Хурала, которая рассмотрит законопроект, регулирующий образовательный статус языка. В последнее время в обществе активно обсуждается вопрос преподавания бурятского языка в школах в связи с изменениями в законодательстве. Депутат и заместитель председателя комитета по социальной политике Народного Хурала Светлана Будаева считает, что этот вопрос следует рассматривать максимально взвешенно и спокойно. 

Светлана Дымбрыл-Доржиевна, скажите, что именно меняется и вокруг чего ломаются копья?

- Дело в том, что мы закон даже не меняем, мы лишь придерживаемся федеральных государственных стандартов обучения. Мы сегодня акцентируем на том, чтобы язык учили с детского сада, но исключительно на добровольной основе. Я, например, считаю, что принуждение не приводит к хорошим результатам. Мы сегодня должны в первую очередь создать условия в республике, чтобы язык изучался в семье. Чтобы родители разговаривали с ребенком, ведь для овладения языком нужна языковая практика.

- А Вас удовлетворяет то, как сегодня преподается язык в школе?

- Я считаю, что стандарты и методики обучения в школах должны быть поменяться. Вот, ради примера. Мы все с некоторых пор изучаем английский язык. Изучаем сначала в школе, потом в институте, но что изменилось? Мы стали знать английский? Мы стали на нем разговаривать? Ничего не изменилось!

Почему так происходит? Потому что нам неправильно его преподают. У нас просто неправильная методика, раз мы, изучая много лет язык, не можем овладеть элементарными знаниями и навыками разговора на нем. И сегодня многое зависит от учителей, от того, насколько они смогут заинтересовать учеников.

С учетом этих моментов нужно сделать так, чтобы процесс обучения бурятскому языку стал интереснее и познавательнее. Мы должны изучать простой, обычный язык общения, и он должен доступно преподаваться, и чтобы это было понятно для всех, независимо от национальностей. Чтобы дети пришли на урок и просто научились говорить, чтобы на улице люди могли элементарно приветствовать друг друга на бурятском языке.

- Но есть те, кто хочет знать больше…

- Для тех, кто стремится изучать язык углубленно, у нас есть и классы бурятские, и лицей. Если это будет необходимым, то можно еще один лицей открыть. Поэтому мне кажется, что сегодня все зависит от людей, занимающихся подготовкой методических рекомендаций, работников министерства образования.

Потом, видимо, надо учебники изменить, нужно менять саму образовательную форму, чтобы язык стал более доступным. Сегодня, наверное, нужно обратить внимание правительства и на финансирование для издания литературы. Я смотрю – стали делать русско-бурятские словари, даже начали проводить обучение по Интернету. Немножко зашевелилось все, и это хорошо!

Нам нужно в обществе создать среду, чтобы это было необходимо – знать бурятский язык. Чтобы это нравилось людям, чтобы ребятишки могли разговаривать, петь песни, рассказывать стихи и прочее на своем языке. Но для этого нужно создать условия. От нас, от законодателей, от правительства и от общественности зависит создание условий – это самое основное. 

- Какие условия нужно создать?

- Язык необходимо популяризировать, этого нужно добиваться всеми доступными нам методами – поддерживать газеты на бурятском языке, выпускать передачи на телевидении. Есть энтузиасты, которые работают в Интернете, считаю, государству нужно поддержать и эти начинания. Наверное, нужно больше спектаклей на бурятском языке. Формы популяризации могут быть разные, все зависит от подходов. 

Надо, чтобы информационные вывески дублировались на двух языках. Это не противоречит ничему, и это нужно делать, чтобы постепенно и незаметно внести в нашу среду потребность в изучении родного языка, чтобы разговаривать на нем.

- А в условиях современности бурятский язык вообще нужен?

- Мне кажется, что сегодня бурятский язык развивать необходимо. Я даже больше скажу, мне кажется, что в последнее время молодежь больше старается разговаривать на бурятском языке. Особенно это касается молодых людей, обучающихся за пределами республики. Там наша бурятская диаспора собирается, и они пытаются между собой разговаривать на бурятском языке. Это как положительные примеры.

Нужно поощрять и поддерживать это стремление молодежи. Нужно сделать, чтобы общение на бурятском языке стало нормой для нас для всех. Не заставить всех изучать язык из-под палки – у самого человека должна появиться потребность в знании родного языка. Я считаю, что если есть среда, то люди будут разговаривать.

- Почему вопрос стал едва ли не главным на повестке дня? Других проблем в республике нет?

- К сожалению, мы слишком политизировали этот вопрос – а этого не надо было делать, потому что игра на национальных чувствах народов всегда чревата последствиями. Но, видимо, кто-то хочет заработать политические очки. Среди наших политиков каждый по-своему старается набирать эти очки.

Также стали беспокоиться те учителя, которые преподают бурятский язык. У них была, видимо, неправильная информация, что они потеряют работу. Но ведь это неправда! Мы же не говорим об отмене преподавания, мы, наоборот, говорим, что изучение бурятского языка должно быть. Там, где язык преподавался, – должно преподаваться, и надо стремиться к тому, чтобы было больше таких учителей, которые могли бы обучать везде, на всех уровнях. Это важно. А то, что политизируют вопрос, к сожалению, такова жизнь. 

- Чем опасна политизация вопроса?

- Я считаю, что излишняя политизация вопроса бурятского языка и попытка заставить всех в обязательном порядке учить язык чреваты разделением общества. К этому нужно относиться очень аккуратно. Не надо забывать все-таки о том, что мы многонациональная республика, у нас более ста национальностей, и все-таки носителей русского языка больше. Поэтому нам раскол вносить не нужно.

Нам надо относиться к этому вопросу спокойно, и я думаю, что те изменения, которые мы вносим, они приведут к стабильности и созданию условий для изучения бурятского языка. Дестабилизировать обстановку никак нельзя.

Владимир Бадмаев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.