Банкротство физлиц отменяется

«Аварийный выход» для должников в Бурятии, похоже, в этом году так и не заработает. В Госдуму внесли законопроект, который замораживает закон о банкротстве физических лиц до 2018 года. При этом один из самых обсуждаемых законов прошлого года должен был начать работать уже с 1 июля этого года.
A- A+
Банкротство физлиц отменяется

«Аварийный выход» для должников в Бурятии, похоже, в этом году так и не заработает. В Госдуму внесли законопроект, который замораживает закон о банкротстве физических лиц до 2018 года. При этом один из самых обсуждаемых законов прошлого года должен был начать работать уже с 1 июля этого года. 

Долгожданный закон

Закон о банкротстве физлиц обсуждался еще с 2012 года. Его пытались разработать и принять долгое время, однако законодатели до последнего этому сопротивлялись, находя массу отговорок. 

Ждали закон и в Бурятии. Ведь именно наша республика всегда показывала едва ли не рекордные цифры по росту задолженности, в том числе и просроченной. По данным прошлого года, в среднем одна семья в Бурятии должна банкам 10 средних зарплат – и это «почетное» второе место по стране. По просроченной же задолженности республика также на втором месте – но уже после Москвы. Она составила 6,9 тысячи рублей на человека.

Наконец, в последние дни прошлого года Госдума его все-таки приняла, хотя и с существенными поправками. В законе было прописано, что должник, который не платит банку несколько месяцев и накопивший 500 тысяч рублей и более просроченного долга, может быть подвергнут процедуре банкротства.

Инициировать ее может как сам задолжавший, так и банк, выдавший кредит. Эта процедура должна проходить в суде с участием финансового управляющего, получающего процент от продажи имущества. Расходы, связанные с финансовым обеспечением деятельности этого управляющего, ложатся на плечи того, кто обратился в суд.

Передумали 

Однако депутаты, так долго и с таким трудом принимавшие этот закон, в последний момент, похоже, передумали. И внесли поправки в закон, которые предусматривают перенос начала действия закона с 1 июля 2015-го на то же число 2018 года. Говоря о причинах, законодатели упирают прежде всего на затратность процедуры – как для самих заемщиков, так и для бюджета.

«Эту мощную бюрократическую надстройку предполагается финансировать за счет гражданина-банкрота, что автоматически увеличит его долг на одну пятую: 80 процентов стоимости изъятого у него имущества пойдет на погашение задолженности, 20 - на оплату стоимости самой процедуры банкротства», - говорится в пояснительной записке.

Отдельно депутаты говорят о вознаграждении финансового управляющего и о жестких условиях отбора имущества, которое попадет в конкурсную массу.

Еще один аргумент – затраты бюджета, которые потребуются для проведения лицензирования финансовых управляющих, а также для покрытия нагрузки, которая ляжет на судебные органы.

«А само по себе создание института финансовых управляющих, живущих за счет продажи имущества несостоятельных заемщиков, станет толчком для лавинообразного роста количества граждан-банкротов - поскольку поя¬вится целая профессиональная корпорация, материально заинтересованная в том, чтобы таких граждан было как можно больше», - гласит пояснительная записка к проекту.

Ну и контраргумент депутатов касается, конечно, разгара кризиса, увеличения валютных долгов и роста социальной напряженности. Поэтому вводить такие «драконовские» процедуры крайне неразумно, уверены парламентарии.

Бурятия снова в топе 

Между тем, в Бурятии ситуация с закредитованностью обостряется с каждым годом. Республика уже традиционно находится на первых местах в списках просроченной задолженности по кредитам физлицам. Так, по данным движения ОНФ «За права заемщиков», в прошлом году Бурятия оказалась одним из нескольких субъектов, где ситуация с «просрочкой» хуже всего.

«Основными тенденциями кредитной и сберегательной активности граждан в минувшем году стали рост просроченной задолженности граждан по займам и снижение темпов прироста их банковских вкладов. Хуже всего в этой сфере ситуация сложилась в Калмыкии, Тыве, Бурятии и Иркутской области, лучше – в Чечне, Ингушетии и Дагестане», - говорится на официальном сайте движения.

Банкротство физических лиц всегда рассматривалось как главный инструмент снижения закредитованности Бурятии и нормализации ситуации. Теперь же, если этот законопроект будет принят, многие должники лишатся шанса начать все заново, потеряв еще даже не начавший действовать «аварийный выход».

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.