Свадебный кризис

Сытые нулевые приучили жителей Бурятии тратить все больше
A- A+
Одной из самой растущих и процветающих сфер оказалась свадебная, однако с наступлением затяжного экономического кризиса именно развлечения стали первыми вычеркивать из семейных бюджетов. Роскошные лимузины, декор за 200 тысяч, модные фотографы и фейерверк как на День города – все это скоро останется только в памяти на фотографиях в социальных сетях. 

Ренессанс столовых 

Подготовка к такому важному событию, как свадьба, занимает несколько месяцев. Больше всего треволнений связано с местом проведения торжественного вечера. Рестораны в центре города пока не ощутили падения спроса, но уже готовятся затянуть пояса.

 - Пока динамика положительная, но это связано с наступлением лета. В среднем за лето мы проводим порядка 30 свадеб. В этом году запланировано столько же, но уже отменили две свадьбы. Сказали, что переносят на следующий год, – говорит менеджер ресторана «Золотой дракон» Татьяна Паршина. 

 По словам девушки, изменения бюджетов отразились и на меню. 

 - Сэкономить можно на мясе. В жару многие делают лишь одно мясное блюдо, а остальное готовится из курицы, – отмечает менеджер. 

 Стараются молодожены экономить и на алкоголе. На смену брендовым водочным напиткам приходят недорогие напитки, «ноунеймы» или даже скрытый контрафакт. 

 - Мой знакомый предложил купить виски – стоит 110 рублей за 5 литров. Говорит, производят где-то во Владивостоке. Я взял на пробу, оказалось нормально на вкус. В итоге заказал 50 литров и сэкономил порядка 30 тысяч, – делится секретами подготовки сыгравший недавно свадьбу Дмитрии Гордеев. 

 Падение интереса к дорогим банкетным залам отметил известный ведущий Станислав Брыков. 

 - Удивило, что многие стали предпочитать кафе дорогим ресторанам. Столовые, которые не пользовались особым успехом, сейчас имеют много заказов, – говорит тамада. 

 Еще одним новшеством, которое ввели рестораны и кафе, стали активно пользоваться молодожены. Свадьбы в будни обходятся в среднем на 20 процентов дешевле, чем в традиционные выходные.

 - Было бы хорошо, если бы все начали делать свадьбы в разные дни недели - не только в пятницу, субботу и воскресенье. Кстати, информацию о дате и разрешение свадьбы они берут у лам. В дацане говорят, когда можно и можно ли вообще. В итоге всех пар распределяют на одни и те же даты. Потом хороших фотографов не хватает на одну дату, так было в прошлом году. А сейчас выбор огромный, – замечает известный свадебный фотограф Павел Будаев.

Новички демпингуют 

Именно тамада и фотограф долгое время считались самыми престижными и прибыльными занятиями в сфере развлечений. Забронировать модного ведущего, который засветился в телевизоре, нужно за 6-7 месяцев до желанной даты. Стоимость услуг начинается от 20 и доходит до 50 тысяч рублей. С падением платежеспособности населения начали проседать и их доходы. 

 - Пока сильного кризиса не видно, хотя первые признаки уже есть. Конечно, люди по-прежнему любят погулять, особенно на свадьбах. Мы стараемся держать ценник, но и теперь иногда приходится идти на уступки. Тем более появилось очень много конкурентов – приходят новички, и возвращаются старички, которые когда-то вели свадьбы. Теперь не редкость, когда звонят молодожены, спрашивают стоимость моих услуг и потом начинают торговаться, – отмечает Станислав Брыков.  

 Если ведущие еще держатся на плаву, то многие артисты лишились этого источника доходов. 

 - Теперь многие режут программу, в первую очередь убирают певцов и танцоров. Если тамада сам поет, то он имеет преимущество, – говорит Стас. 

 Больше всего выросла конкуренция в среде фотографов. По словам фотографа Павла Будаева, в Улан-Удэ порядка 200 представителей этой профессии.

 - Опытные фотографы открывают школы, оттуда каждый год выходит 10-15 человек. Эти новички и роняют цены. У меня недавно был случай в практике, когда позвонила пара. Они хотели заказать мои услуги на час, это 3000 рублей в час. Для сравнения, молодые начинающие ребята готовы снимать и за 500-800 рублей. То же самое на весь день – 35 тысяч против 10. Опыт, камера для многих не имеют значения. Но когда народ видит результат, то сделает выбор в пользу профи, – говорит Павел. 

 По словам Павла, о заоблачных заработках - более 100 тысяч за одну свадьбу - фотографам придется надолго забыть. 

 - Пострадали все. Денег ни у кого нет, вот и стало меньше свадеб. В прошлом году я снял порядка 30 свадеб, а в этом, наверное, меньше раза в три. Сравните, в прошлом августе было 10 свадеб, а в этом месяце будет только две. И это еще самый свадебный месяц! Слышал, что фотограф, который обычно берет 25-30 тысяч рублей, согласился работать за 15. У него совсем нет заказов, поэтому в крайней ситуации коллеги готовы на все, – рассказывает Павел. 

 По наблюдениям специалиста, если раньше модный свадебный фотограф мог уехать из Улан-Удэ в Таиланд или на Бали на всю зиму, то в этом году таких трат не сможет себе позволить никто. Еще одним проявления кризиса стала активность фотографов на других рынках.

 - Я же еще рекламу снимаю, пока только оттуда деньги идут. Ну и кризис подталкивает на новые идеи, думаю заняться видео плотнее и открывать другой бизнес. И это не фантазии, профи думают о дополнительном заработке. Например, открывают блинные, фотостудии, тату-салоны. Ведь свадьбы все жизнь снимать не будешь, – говорит Павел Будаев. 

 Роскошь не по карману 

Попали под нож свадебного секвестирования и остальные услуги. Например, не в лучшем положении оказались так называемые «Театры огня и света» - коллективы оригинального жанра, выступающие с огненными и световыми представлениями.

  - В огненных постановках используются пиротехнические спецэффекты, которые выросли в цене, а для создания световых представлений необходимы электронные компоненты, также заказываемые в Китае, а значит, подорожавшие, – жалуется директор арт-группы «Огненный шар» Евгений Бодров. 

 Та же беда постигла компании, устраивающие салюты и фейерверки: количество заказов по случаю юбилеев и праздников у них сократилось. «Как и везде, желающие «выжить» придумывают новые бизнес-модели, подстраиваются под реалии, будь то увеличение рекламного бюджета, снижение цен, оптовые закупки или разработка новых программ. 

 - Если раньше мы на Новый год делали полугодовую выручку, то в этом году мы продали на 40 % меньше. Плюс многие компании отказались от закупки фейерверков на свои корпоративы. Что касается свадеб, то здесь интерес сохранился, хотя продажи тоже падают, – отмечает владелец фирмы «Салют» Максим. 

 Как ни странно, меньше пострадали конторы по прокату праздничных автомобилей.

 - С кризисом у нас, наоборот, стало больше машин. Многие понабрали мощных красивых тачек, а теперь не могут расплатиться по кредитам. Вот и сдают нам свои машины. В результате парк увеличился, поэтому мы можем немного снизить цену, – говорит представитель компании «Прокат+» Владимир Федоров. 

 Лев Хандажапов, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.