В Бурятию пришли «ЧТЕЦЫ»

Здесь найдется время едва ли не любому творческому человеку: поэту и электронщику, флейтисту и битбоксеру
A- A+
В такие вечера на одной сцене уживаются и рэпер и рокер, а маститые поэты не гнушаются поклониться подпольному барду с машзавода. Творческий проект, покоряющий города России, добрался и до Улан-Удэ. О том, каким оказался дебют легендарного мероприятия, - в репортаже «Номер один».

Метафора для души

Маленькая сцена и пара стоек с микрофонами - едва ли не все, что нужно для ребят, делающих Это. Вы входите в комнату и попадаете не в волшебный мир, все проще. Перед вами такие же, как вы, творческие люди, возможно, более или менее одаренные, но совершенно уникальные. Если вы не гость, а участник, на сцене вам, вероятно, придется прочесть стихотворение или спеть. Вот и табуретка есть. Впрочем, желающих встать на нее немного, всего один стеснительный ребенок с афиши.

- На афише, знаешь, я попыталась изобразить, как я вижу проведение нашего проекта в Улан-Удэ. Слегка испуганный мальчик и удивленный кот,- рассказывает мне между делом за несколько минут до назначенного старта один из организаторов Таисия Галкова.

 Как говорят «главные чтецы»: ЧТЕЦЫ — это метафора. Это те, кто готов делиться своими мыслями, чувствами, энергией и ловить ответные волны от других. Все, кто пришел на ЧТЕЦЫ и поймал волну, становится частью большой семьи. Проект объединяет самые различные жанры – мелодекламация, поэзия, проза, авторская песня, абстрактный хип-хоп, стендап и другие музыкальные и художественные направления.

Если проще, каждые ЧТЕЦЫ представляют собой вечер, когда в одном зале собираются совершенно непохожие друг на друга музыканты и литераторы. Сперва они заходят на сцену по одному, рассказывая гостям что-то нотами или словами, а после те, «кто остался в живых», вместе устраивают сумасшедший «джем». В Улан-Удэ, где все «творческие тусовки» живут сами по себе, такого еще не было.

Екатеринбург - Москва - Улан-Удэ

К слову, молодая девушка «привезла» этот проект в столицу Бурятии из Новосибирска, куда отсюда семь лет назад уехала за профессией и, как после оказалось, собственным музыкальным коллективом.

- Зародились ЧТЕЦЫ в Екатеринбурге, оттуда два года назад они попали в Москву. Москва сделала свое дело. Сегодня они также есть и в других городах. Ну, а я сама впервые побывала со своей группой Tay.com на новосибирских Чтецах в феврале. Мне понравилась, как модно сейчас говорить, «атмосфера». Тогда же появилась идея провести такое в родном городе. Дистанционно мне помогали московские организаторы, - рассказывает Тая под Диану Арбенину из колонок.

Было много важных вопросов. Первый - где провести мероприятие? Антикафе для такого не подходят, библиотеки - слишком официально. Но главная трудность - местный менталитет. В нашем городе не все привыкли к инициативе, и многие творческие личности не считают необходимым стремиться к какому-либо обмену.

- Но нам удалось собрать очень талантливых людей, - сказала Тася. 

Уже скоро в «Дарвин паб», ставший в этот вечер пристанищем творческой молодежи, стали стекаться совершенно разные и даже странноватые люди.

Такие разные

Участников было не очень много. Тая предупредила: иначе все бы обязательно устали, и Чтецы рисковали превратиться в нечто скучное. Так что вот вам девочка с флейтой, путешествующая автостопом, 15-летний биткоксер, инструменталист, воздушная поэтесса, зажигательные рок-н-ролльщики…

Но первым моим знакомым в «Дарвине» стал не поэт, не музыкант, а международник из МГИМО Александр Мадуев. Как оказалось, Саша несколько раз был видеографом московских Чтецов, и летом, вернувшись в Улан-Удэ, ему посчастливилось снимать дебют здешних.

- Я увидел афишу Чтецов у московского организатора Паши и связался с командой Таи. Надеюсь, сегодня будет так же здорово, как в столице. Почти уверен, - улыбнулся Саша и пошел снимать «чеки». Я же поговорила с еще одним Александром, которому репетиции уже давно не нужны: минус - на флешке, тексты - в голове. Александр Даманский, он же Саша Мел, известный улан-удэнский рэпер.

Его присутствие здесь казалось весьма необычным. Как известно, представители местной рэп-тусовки держатся особняком. Вот и Александр сидел в одиночестве. После своего выступления он спешно покинет зал, но само появление Саши в местной творческой тусовке для Чтецов - хороший знак. Сегодня в Улан-Удэ уже нет прежнего конфликта между рокерами и рэперами.

В другом углу сидели представители с совсем другой, по сравнению с Мелом, планеты - music band «Крабы». Музыкой ребята занимаются уже более десяти лет, группу сколотили три года назад. На Чтецах, несмотря на свои выезды в другие города, не были. Но, что интересно, нечто похожее «Крабы» делали внутри своей группы. 

- Мы вообще всегда за синтез. В конкретном жанре не играем: это может быть инструментальный рэп, фанк, гранж, а раньше устраивали музыкально-поэтические вечера, – говорит фронтмен группы Максим Филинов, поправляя очки. - Так что если Чтецы у нас приживутся, будем рады и снова выступать здесь.

Последними в зал вошли ребята из достаточно молодого улан-удэнского сообщества «Лит.коворкинг». 

- Если будет время, почитаем отрывки из рассказов, - поделился со мной начинающий фантаст и эколог Чингис Эрдынеев. И на сцену незаметно прошмыгнула организатор.

- Призываю всех расслабиться и получать удовольствие от того, что будет здесь происходить, - чуть ли не прошептала в микрофон Тая. На сцену вышел первый участник Юрий Еремеев.

Все можно

Первые десять минут и первые уютные домашние аплодисменты. Открытие первых Чтецов обволокла мягкая и волнующая инструментальная музыка.

- Спасибо, Юра. Первопроходец Чтецов! - уже прокричала организатор.

Тему легкости продолжили сюрреалистические сны и «симфонии» поэта Екатерины Цивилевой. 

«…Какая симфония вышла из шелеста шин по асфальту,
Из лязга трамвайного и городских голосов,
Обрывков, обломков, частичек,
Бубенчиков воробьиных
и автомобильных гудков…» - делилась девушка.

Вечер набирал силу. Стихотворения становились все пронзительнее. Вот Настя Рыкова из Иркутска рассказывает про демонов со спутницей-флейтой. Вот она же надеется «гармонично править миром».

- Настю во власть! - шутят гости. 

Наконец, на сцену выходит и сама Таисия. Клавишами и голосом она посылает удивительные сигналы в призрачный космос.

- Желаю тебе никогда не терять меня
И себе желаю никогда не терять меня
Ни в Варшаве, ни в Новосибирске,
Ни в Испании, ни на дне голубого Байкала.
Мы не потеряем друг друга, я хочу, чтобы ты это помнил, знал.

Чувственное и по-настоящему музыкальное прочтение стало завершением условного отделения стихов. Впрочем, лирика, правда, более «суровая» была и в темах Саши Мела. 

- Поэзия - разумеется, дело ж тонкое. Но хватит грусти, давайте повеселимся, попоем и, может, даже потанцуем, - выдал свой протест Максим ("Крабы"). Но раз литературный вечер, поэтический…

- Нет, он не литературный! - прокричала в шутку организатор.

- А, неправильно понял. Но здесь читали стихи. Почему мне нельзя? - резонно спросил Макс, сам над собой посмеялся, а стихи все равно прочел.

Правда, дальше, как и обещали, «Крабы» расшевелили гостей и случайных зрителей «Дарвина». Были и трогательные вещи, и юмористические, например, про торговлю алкоголем до девяти. Наконец, объявили небольшой перерыв.

- Слушай, давай попробуем блюз вместе, - подошел к Максиму на «перекуре» рабочий с авиазавода, некто дядя Игорь.

- Исторический момент. Смычка города с деревней, - пояснил дядя Игорь с голосом Семена Альтова.

- Так я тоже сейчас там живу. Земляки! - поддержал разговор Максим. А после перерыва они уже вместе взобрались на сцену.
Нужно признаться, что стихи у дяди Игоря были своеобразными. Но как запретить петь, когда душа просит? К примеру, в одной из песен лирический герой в детстве соседствовал с ребенком, который подрос и стал полицейским. 

«Но этот мент не любит меня
и не полюбит теперь»
Тогда то соседи в прошлом стали недругами. Но смерть их примирила.
«Теперь мы рядом лежим.
Соседи снова.
Мы здесь помиримся с ним
Теперь уже навсегда.
Да-да-да-да-да-дааа!» - живо закончил дядя Игорь: грустная тема. Но что сделаешь.

Нужно отдать должное, несмотря на жаргон, это, и правда, был почти блюз.

После дядю Игоря сменил некто Александр, так же не заявленный в программе. А напоследок ребята по традиции Чтецов наколдовали музыкальный джем, который длился почти 20 минут.

Так подошли к концу первые улан-удэнские Чтецы. Кажется, в Улан-Удэ удалось сохранить дух непосредственности Чтецов. Остается надеяться, что местные «маститые поэты» его не загубят, а уличные барды не окрасят в серый цвет.

Наша же собеседница Таисия уже твердо решила собрать творческую тусовку Улан-Удэ снова. Предварительное время - начало сентября. Кроме того, по словам организаторов, сегодня у них есть еще одна отличная идея – организовать большой всероссийский фестиваль Чтецов.

Марина Игумнова-Ушакова, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.