Жесткая осень 2015-го

Время готовиться к другой политической реальности
A- A+
Новый спикер и перспективы нового курса бурятского парламента, сгорающие в тайге избирательные голоса - так открывается грядущий политический сезон.

Хурал шагнул в неизвестность 

Очередной политический сезон в Бурятии стартует весьма любопытно, для республики в целом - скорее, пугающе. Одним из переломных событий стали выборы спикера Народного Хурала. Сам процесс, несмотря на всю его комичность, неординарность и муссирование в СМИ, на деле уже забыт. Нам представили нового лидера парламента.

С одной стороны, необходимо признать: выбрали депутаты все-таки фаворита. Цырен-Даши Доржиев побеждал на партийной конференции, в июне на провальном голосовании по спикеру ему не хватило всего четыре голоса, в утро фатальной пятницы он вновь недобирал всего несколько «кивков». К тому же, как стало известно уже после выборов, приехавшие партийные функционеры из Москвы настаивали на выполнении решения конференции «Единой России». 

К слову, отрыв в голосовании его кандидатуры от других претендентов легко объясним. Ведь совсем недавно Доржиев входил в число депутатов, объявивших фронду засидевшемуся спикеру. Посему поддержка этого игрока в лице оппозиции неудивительна. Тем проще новому председателю парламента будет выстраивать работу с депутатами. И не только. Вспомним, что Цырен-Даши Доржиев всегда находил язык и с исполнительной властью. Это еще один плюс к характеристике нового персонажа. При таком раскладе какая-то поствыборная внутрипарламентская «ломка» в первое время практически исключена.

Тем не менее сегодня новому председателю Хурала предстоит не только выстраивать отношения с окружением. Впереди очень болезненное принятие бюджета. В отличие от бюджета в 2007-2008 и даже 2015 годы, действовать придется жестко, хирургически. Здесь спикер может проявить себя как человек, который три срока был главным лицом бюджетного комитета. Если все пройдет относительно спокойно, условия финансовой напряженности сыграют только за него, и ему удастся постфактум отработать свои некогда недостающие голоса. Пока же тот Доржиев, которого мы знаем по предыдущей работе, устраивает, похоже, почти всех.

В целом же нужно констатировать: проголосовали мы за человека незнакомого, никогда не игравшего на публику. Безусловный мастер коридорных интриг и финансист - как он поведет себя в новом кресле? С муниципальными властями, в том числе столичными - в плане принятия того же бюджета разногласия обеспечены, непростые отношения могут возникнуть и с отдельными ведомствами. Более детальное представление о том, кого мы получили, и по какому курсу новый лидер «потащит» местный парламент, сложится не раньше чем через два-три месяца.

Политика в огне

Как бы то ни было, выборы спикера явили собой нехилую встряску для заросшего пылью парламента. Между тем, это не единственный форс-мажор, с которого началась политическая осень-2015. Во всех повестках и онлайне самая топовая тема - пожары на территории Бурятии и Иркутской области. Несмотря на социальную ориентированность события, ощущается явный привкус возможных политических перемен.

По сути, учитывая грядущие выборы, сегодня мы наблюдаем, как горят чьи-то голоса. Оппозиции не нужно долго думать, каким образом обходиться с горящей тайгой. Даже когда пожаров не станет, они все равно останутся мощнейшим политическим инструментом, который глупо было бы не использовать в предвыборной борьбе. Спекуляция на гари уже активно нарастает в соцсетях.

Нарастает в целом и противостояние аппаратное, между федеральными и республиканскими ведомствами - этакий «футбол» на тему «кто больше виновен». После к игре присоединятся и контролирующие органы: затребуют аналитику, механизмы принятия решений и пр. Вот тогда-то начнется и поиск виноватых.

Здесь любопытен тот факт, что виноват в этой катастрофе не кто-то поименно, а Лесной кодекс 2006 года. Прямых ответственных, согласно ему, нет. Главы районов, которых сейчас все отчитывают на совещаниях по ЧС, могут вообще встать и уйти в отпуск, ведь они к пожаротушению никакого отношения не имеют и тушат только за страх перед начальством и из собственных моральных принципов. 

Тем временем очевидно: сколько бы гектаров сейчас ни потушили, перестановок все равно не избежать. Система не изменилась, следовательно, пожары будут и на будущий год. Соответственно, ныне без профилактических снятий не обойтись. И они могут коснуться не только большой политики, но и задеть головы «пониже».

Что же касается высоких чинов, то и здесь у нас есть шансы увидеть перемены. С представителями двух из них на республиканском и на межрегиональном уровнях уже попрощались. Меж тем, не исключаю такой вариант, что в будущем помимо «косева» людей могут пойти более интересные инициативы. Как вам понравится, к примеру, республиканское министерство по пожарам? Или, скажем, комитет по пожарам Народного Хурала Бурятии?

Вот такой старт политического сезона в фактах и перспективах выпал на нашу с вами долю в этом году. Будем надеяться, персонажи местной политической тусовки не подведут, и мы увидим качественную напряженную «игру» по всем фронтам.

Марина Ушакова, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.