Вещи из принтера

В Улан-Удэ все чаще дарят друг другу подарки, «распечатанные» на 3D-принтере
A- A+
Еще пару лет назад выражение «распечатать на принтере» имело единственный смысл – перенести текст из компьютера на бумагу. Но уже сейчас это словосочетание может означать все что угодно. Теперь печатают все – от точных мини-копий дворцов до известных скульптур и предметов культа, от декоративных изделий до автозапчастей. О том, кто и как творит технологические чудеса в Улан-Удэ, – в нашем материале.

Удивительное рядом

За последние годы понятие «3D» уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь. В первую очередь мы связываем его с киноискусством. Но едва ли сегодня можно найти человека, который хоть раз в жизни не слышал бы о такой новинке, как 3D-печать. С ее помощью печатают кулинарные шедевры, копии памятников, одежду, модные аксессуары и даже человеческие органы. Улан-удэнцы пока не покушаются на биопечать, однако 3D-печатью и моделированием в целом интересуются все больше. Один из них – 40-летний бизнесмен Павел. Вот к нему-то в гости мы и забежали.

В небольшом помещении недалеко от центра Улан-Удэ всюду чертежи и странные диковинные макеты, в том числе напоминающие образы из фантастических фильмов. Судя по набору, человеку несведущему было бы сложно определить, где он оказался. Этот кабинет похож и на кабинет проектировщика, и на детскую комнату одновременно. На самом же деле это офис фирмы, занимающейся 3D-печатью, сканированием и моделированием.

Интерес к своей персоне Павел воспринимает немного настороженно и предпочитает не афишировать фамилию. Несмотря на то что сегодня мужчина представляет одну из российских фирм по производству 3D-принтеров, а заодно и изготавливает на заказ самые немыслимые штуковины, скромничает:

– Особо я на этом не зарабатываю. Больше занимаюсь популяризацией такой необычной печати.

Тем не менее офис Павла смотрится весьма волшебно. По правую сторону от входа – необыкновенный сканер, который просчитывает объемы выбранной вами вещи. С помощью двух камер он снимает расстояние до объекта и обрабатывает в компьютере. По левую сторону перед нами сразу несколько едва ли не самых современных 3D-принтеров.

– 3D-принтер – это периферийное устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели, – рассказывает наш собеседник, засучив рукава, у одного из принтеров стоимостью далеко за сто тысяч рублей. – Смотрите, здесь такая специальная катушка. Через флешку программа отправляется. Как нагреется, с помощью двигателя подается пластик, и рождается фигурка.

– Прямо на наших глазах?

– Не на ваших глазах, – смеется Павел. – Она наращивается слой за слоем, а толщина слоя – 0,05 мм. Конечно, можно сделать что-то и за 15 минут. Но бывает, что требуется ждать даже несколько суток.

Нужно признать, что сам процесс, с учетом приятной подсветки принтера, и вправду кажется чем-то сверхъестественным. В высокотехнологичном «аквариуме» словно спрятался мини-завод. Главное – иметь под рукой интересные модели и фантазию. Это едва ли не единственное, что ограничивает возможности принтера. 

От авто до Будды

Сегодня у Павла сразу три собственных 3D-принтера. Начинал же он, конечно, с одного, и более бюджетного. Тогда 3D-печать в Улан-Удэ только-только начала развиваться. Можно сказать, Павел Гарипов – своего рода пионер в освоении этой технологии среди горожан. И единственный, по его заверениям, кто работает с принтерами российского производства.

Началась же его история так. Будучи проектировщиком по образованию, бизнесмен два года назад, также осенью, посетил одно из первых мероприятий по 3D-печати и моделированию в Москве – 3D Print Expo. Традиционно на нем по сей день показывают новинки и рассказывают о последних технологиях, как доступных, так и почти из области фантастики.

– Тогда было много интересного. Копии конкретных людей, чехлы для айфонов, платья и какие-то немыслимые произведения искусства. Мысль о том, что можно воплощать это при помощи принтеров, не оставила меня равнодушным, – вспоминает Павел.

Тогда он вернулся в Улан-Удэ с четким планом. Начал с покупки первого принтера и печати, потом занялся реализацией отечественных принтеров в Иркутской области и Бурятии, приобрел сканер.

Пока Павел сам ничего не изобрел, но часто делает для потенциальных клиентов интересные макеты: дабы те посмотрели и заинтересовались. И те заинтересовываются. На сегодня Павел сотрудничает с одним из весьма известных скульпторов Бурятии, а также с мастерскими дацанов. Среди заказов Павла была даже копия известного «Маленького Будды» Даши Намдакова.

– Вообще, у меня чаще всего заказывают копии ступ и других предметов культа. Приходят и за более «приземленными» вещами. Однажды заказывали ракушки, которые дарилиь выпускникам известной школы танцев. Они были двухстворчатые, внутрь нужно было положить жемчужину.

Однако каждодневные потребности людей в комфорте никуда не денешь. Посему не обходится у Павла из совсем примитивных заказов. К примеру, на копию сломавшейся дверной ручки от автомобиля. По заверениям Павла, он изготавливает их из высокопрочного пластика. Это даже прочнее и, конечно, быстрее, чем найти в салоне, учитывая, что порой многие детали и вовсе снимают с производства. Кроме того, спрос на услуги «объема» есть и у детей. Многие приходят за деталями для робототехники. Подростки же заказывают разные предметы, связанные с компьютерными играми.

3D в каждый дом

Сегодня расценки в своеобразной 3D-мастерской сильно психику не ломают. Печать обходится в десять рублей за 1 грамм. Сканирование – дороже, расценки зависят  от размера и сложности: от 500 рублей до нескольких десятков тысяч. Однако зачастую модели можно найти в Интернете, и тогда сканирования не понадобится. Самый дорогой заказ у Павла был связан со скульптурой. Там требовались и сканирование, и печать. Учитывая, что сама скульптура очень известная, подробностей нам разглашать не стали. 

Что же касается принтеров, то даже такое недешевое удовольствие у Павла пользуется спросом. Многие фирмы приобретают их для прототипирования, просмотра предварительных объемов. Цены на принтер начинаются с сорока тысяч. Однако более надежные обойдутся вам в среднем в 100–120 тысяч рублей.

Конечно, сегодня принтеры покупают не только профессионалы-проектировщики, но и простые энтузиасты.

– Людям не дает покоя мысль, что рядом сосуществуют такие технологии, – с улыбкой отмечает Павел. – Многие интересуются и вот такими ручками, разрекламированными в Интернете. Они рисуют гелем объемные фигуры. Смотрите.

Постепенно 3D-печать открывает большие возможности для экспериментов в архитектуре и строительстве (в мире печатают дома!),  в медицине и ювелирном деле и т.д. Этим технологиям оказывается подвластно почти все. Может быть, за время нашей беседы в мире уже придумали что-то новое. А вот конкретно в  Улан-Удэ с такими прорывными вещами пока тихо. По мнению Павла, в будущем это можно будет исправить, если новое поколение будет более продвинуто в этом деле. 

– Поскольку так вышло, что я как-то больше популяризацией занимаюсь, в ближайшее время я планирую развешивать в школах и вузах объявления. Позвать ребят на бесплатную печать. Может, у кого-то появится интерес к каким-то разработкам.

Ну, а герой нашей публикации так же продолжает идти вперед. Уже скоро, в октябре, он отправится на очередную выставку 3D Print Expo в Москве. За идеями, новинками и, конечно, вдохновением, которым он уже скоро поделится с Улан-Удэ. 

Марина Ушакова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.