«Лесные пожары – это «судьба»

Бурятия объединится с соседями, чтобы спасти лес
A- A+
Гостившие в Бурятии парламентарии Иркутской области и Забайкальского края обсудили с нашими депутатами, как всем миром спасать лес. Вариантов прозвучало немного, и все они упираются в деньги. Попутно выяснилось, почему на самом деле горит лес. //

«Лебедь, рак и щука»

Представители трех региональных парламентов собрались в Бурятии, чтобы обновить соглашение о сотрудничестве и обсудить лесные проблемы. От Иркутской области в Улан-Удэ прибыл спикер заксобрания Сергей Брилка. От Забайкальского края – зампред парламента Сергей Михайлов.

Суть подписанного соглашения – внесение изменений в предыдущее подобное соглашение. Речь идет о взаимодействии трех регионов в вопросах развития туризма, АПК, инфраструктуры, охраны Байкала.

Частично намерения работать заодно подтвердил Сергей Михайлов. Оперируя образами из русской литературы, он на пальцах показал, как быть не должно, и к чему надо стремиться.

- Мы не хотим быть, как в басне «лебедь, рак и щука», а хотим, как тройка лошадей, которая тянет колесницу – проблемы и Байкала, и территории рядом с ним, - заявил представитель Забайкальского края.

По факту же сегодня три региона следуют, скорее, по пути, описанному в басне Крылова. И это легко объяснимо. У каждого субъекта есть свои проблемы и свои условия, в которых он выживает. Часто бывает так, что они противоречат, а значит, о совместной работе речи быть не может.

300 лет тому назад

Но главный вопрос, который обсуждали парламентарии, – это безопасность лесных территорий. Все три региона пострадали от лесных пожаров. И основная мысль рассуждений – как этого избежать в будущем.

Здесь с неожиданными подробностями выступил главный лесопользователь Бурятии Евгений Пруидзе. По его словам, лесные пожары – это судьба. Чтобы лес не сгорел, по словам руководителя «БЛК», нужно проводить множество санитарных рубок, причем на всей территории Бурятии.

- Если бы во всех наших лесах проводили вовремя рубки осветления, проходные рубки, то вот этих страшных цифр по верховым пожарам, их бы просто не было. Где возникают верховые пожары? Где стоит запущенный молодняк. Где легко подняться. Либо стоит перестойный лес, под которым молодняк погиб и лежит сухостоем, - заявил Евгений Пруидзе.

Возраст леса на территории прибайкальского заказника – 300 лет. По логике бизнесмена, это значит, что три века назад весь этот массив сгорел. И сейчас история повторяется. Здесь накладываются друг на друга несколько факторов: возраст леса, его неухоженность, сухая погода.

- В 1999 году был природоохранный прокурор Марков. С его подачи у нас были изъяты достаточно большие территории. Сегодня ребят, этих кварталов нет, они все сгорели. Сгорели верховыми пожарами. Горели они со скоростью курьерского поезда. Почему? Потому что внизу стоит бурелом сухостойный и запущенная лесная растительность, - признавался директор «БЛК».

Даешь лесное министерство!

Представители власти были менее красноречивы. Однако, несмотря на это, прозвучало несколько реальных предложений. Так, Сергей Брилка озаботился количеством лесников. Не секрет, что после реформы их осталось не так много. А значит, и контролировать леса, по сути, некому.

- Более ста тысяч гектаров – такой массив одному человеку обработать и отследить очень сложно. И когда начинаешь считать, сколько потрачено сил, людей, затраты на авиацию, то получается раз в сто больше, чем могло бы финансироваться в порядке из года в год, - пояснял парламентарий.

Другое предложение – создание в регионах министерств лесного хозяйства. В Бурятии этот вопрос уже поднимался, но безуспешно. Слишком дорого – такова позиция властей.

- Раньше на уровне субъектов были министерства лесного хозяйства, на уровне страны могущественное министерство. Сегодня их нет, - констатировал Цырен Доржиев.

Между тем, власти Бурятии озвучили и хорошую новость. В республике в ближайшее время может появиться крупный семеноводческий центр, стоимость под 400 миллионов. Этот факт подтвердил руководитель департамента лесного хозяйства в СФО Александр Гура.

Однако даже все эти меры вкупе вряд ли смогут обезопасить Бурятию от повторения истории с пожарами. Здесь все зависит от погоды и продолжающейся десятилетиями засухи. Если стихия снова грянет, то спасти республику сможет только высокий уровень технического оснащения и кадровая обеспеченность ответственных ведомств. Ни того ни другого в Бурятии сегодня в нужном объеме нет. Так что остается надеяться на погоду.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.